Моя дочь лучше всех читает. А мой сын быстрее всех бегает. А мой рисует, как Пикассо... Наверное, каждый родитель считает своё чадо лучшим и самым самым в какой-то из сторон его развития. Но каждый ли ребенок одарен?
Я, по образованию педагог, но даже мне трудно однозначно ответить, что такое одаренность? Однако, ради среднего сына мне захотелось разобраться в этой теме поглубже.
Дело в том, что с самого раннего детства он удивлял нас высокими темпами интеллектуального развития. В полтора года он говорил предложениями и из них получался связанный текст. В два года он придумывают сказки и рассказывал их мне на ночь. В три года читал наизусть Бородино и стихи Некрасова. У него поразительная память. Фантазия. Абстрактное мышление. И совершенно неординарный взгляд на мир. В то же время в 1 классе мы столкнулись с тем, что его академические способности пока проявляются на среднем уровне. Он медленно читает. До сих пор путает буквы. Не любит писать. Но обожает рассуждать, анализировать, искать ответы.
Несмотря на некоторые трудности в обучении, я считаю среднего сына одаренным. А муж спорит со мной и говорит, что у него способности среднего уровня. Так кто же из нас прав? Неужели я слепа и не объективна...
Все это привело меня к вопросу изучения диагностики одаренности. И тут открываются довольно интересные вещи.
Из слов одаренность и дети можно составить два словосочетания: одаренные дети и детская одаренность. Казалось бы одно и то же, однако, нет. Одаренных детей в человеческой популяции всего 2-5%. А когда мы говорим о детской одаренности перед нами появляется потенциал каждого ребенка. Это те его качества, способности, поведенческие особенности, развивая которые он сможет в будущем добиться высоких результатов.
Исходя из последнего определения можно сказать, что талантливых детей много, гораздо больше, чем 2-5%. Этот талант нужно только заметить, раскрыть, развить!
Как же его увидеть?
Давайте представим личность ребенка в виде дерева. Его корни - это генотип человека, ствол - общая одаренность, а ветви - таланты. Одна ветвь художественная направленность, другая спортивная, третья научная и т.д. От каждой ветки отходят маленькие веточки: художественная делится на изобразительное искусство, хореографию и прочее прочее.
Так как же понять, какую веточку взращивать?
Одаренность - это ВСЕГДА составляющая трёх факторов.
1. Высокий интеллект.
2. Мотивация
3. Креатив.
Одаренные дети всегда обладают высокими интеллектуальными способностями и при этом мыслят креативно. Бывают некреативные интеллектуалы, но никогда не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Если у человека высокая креативность, значит у него хорошие интеллектуальные способности! Но, чтобы с точностью сказать, что в этом то и в этом то ребенок одарен, нужно посмотреть еще и на его мотивацию. Например, можно изнурительно и долго готовиться к олимпиаде по математике, чтобы победить, прилагать усилия ради 1 место. И другой случай - ребенок увлеченно занимается математикой, потому что она ему нравится. Он кайфует от решения задачек.
Примерно так в педагогике сегодня определяют термин одаренность. По этим принципам тестируют детей на определение талантов и склонностей.
Интересна вам эта тема?
Продолжать делиться своим опытом?