Найти тему
Мама на всю голову

Мой ребенок самый лучший. Что можно считать одаренностью?

На фото мои дети и муж
На фото мои дети и муж

Моя дочь лучше всех читает. А мой сын быстрее всех бегает. А мой рисует, как Пикассо... Наверное, каждый родитель считает своё чадо лучшим и самым самым в какой-то из сторон его развития. Но каждый ли ребенок одарен?

Я, по образованию педагог, но даже мне трудно однозначно ответить, что такое одаренность? Однако, ради среднего сына мне захотелось разобраться в этой теме поглубже.

Дело в том, что с самого раннего детства он удивлял нас высокими темпами интеллектуального развития. В полтора года он говорил предложениями и из них получался связанный текст. В два года он придумывают сказки и рассказывал их мне на ночь. В три года читал наизусть Бородино и стихи Некрасова. У него поразительная память. Фантазия. Абстрактное мышление. И совершенно неординарный взгляд на мир. В то же время в 1 классе мы столкнулись с тем, что его академические способности пока проявляются на среднем уровне. Он медленно читает. До сих пор путает буквы. Не любит писать. Но обожает рассуждать, анализировать, искать ответы.
Мой средний сын
Мой средний сын

Несмотря на некоторые трудности в обучении, я считаю среднего сына одаренным. А муж спорит со мной и говорит, что у него способности среднего уровня. Так кто же из нас прав? Неужели я слепа и не объективна...

Все это привело меня к вопросу изучения диагностики одаренности. И тут открываются довольно интересные вещи.

Из слов одаренность и дети можно составить два словосочетания: одаренные дети и детская одаренность. Казалось бы одно и то же, однако, нет. Одаренных детей в человеческой популяции всего 2-5%. А когда мы говорим о детской одаренности перед нами появляется потенциал каждого ребенка. Это те его качества, способности, поведенческие особенности, развивая которые он сможет в будущем добиться высоких результатов.

Исходя из последнего определения можно сказать, что талантливых детей много, гораздо больше, чем 2-5%. Этот талант нужно только заметить, раскрыть, развить!

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0821/00025210-6228195d/hello_html_4d00fe5.png
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0821/00025210-6228195d/hello_html_4d00fe5.png

Как же его увидеть?

Давайте представим личность ребенка в виде дерева. Его корни - это генотип человека, ствол - общая одаренность, а ветви - таланты. Одна ветвь художественная направленность, другая спортивная, третья научная и т.д. От каждой ветки отходят маленькие веточки: художественная делится на изобразительное искусство, хореографию и прочее прочее.

Так как же понять, какую веточку взращивать?

Одаренность - это ВСЕГДА составляющая трёх факторов.

1. Высокий интеллект.
2. Мотивация
3. Креатив.

Одаренные дети всегда обладают высокими интеллектуальными способностями и при этом мыслят креативно. Бывают некреативные интеллектуалы, но никогда не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Если у человека высокая креативность, значит у него хорошие интеллектуальные способности! Но, чтобы с точностью сказать, что в этом то и в этом то ребенок одарен, нужно посмотреть еще и на его мотивацию. Например, можно изнурительно и долго готовиться к олимпиаде по математике, чтобы победить, прилагать усилия ради 1 место. И другой случай - ребенок увлеченно занимается математикой, потому что она ему нравится. Он кайфует от решения задачек.

Примерно так в педагогике сегодня определяют термин одаренность. По этим принципам тестируют детей на определение талантов и склонностей.

Интересна вам эта тема?

Продолжать делиться своим опытом?