Удивительно, но это так: когда-то в мировой геополитике существовало Русское море. Именно так в Х-XIV веках в некоторых арабских, древнерусских, европейских и еврейских источниках именовалось всем нам хорошее знакомое Черное море, а также, порой, и близлежащее Азовское. Более того, там же рядом протекала и т.н. «Русская река», и находился таинственный город Русиййа (Русия), чье точное местоположение нам достоверно неизвестно. Попытаемся рассказать, чем именно вызвано такое обилие «русской» топонимики в Северном Причерноморье в этот период.
Немного об источниках
Если бы о Русском море писали всего лишь один-два средневековых автора, то, пожалуй, данное свидетельство можно было посчитать чьей-то тенденциозной ошибкой. Однако, в Х-XIV веках Черное море называлось «Русским» сразу в нескольких странах и на нескольких языках. К примеру, в «Повести временных лет» указывалось: «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое». «Бахр ар-Рус» (Русское море) – так называли Черное и Азовское море арабские географы Ибн Саид и ал-Масуди. «Русским» же называл это море и знаменитый путешественник из Испании, Вениамин из Туделы (XII век), писавший на древнееврейском. В XIII веке «Русским» Черное море именовали также и западноевропейские источники, например, участник IV Крестового похода французский хронист Жоффруа де Виллардуэн.
Почему Понт Эвксинский стал «Русским»?
Основной проблемой, которая многие годы беспокоит исследователей данного вопроса, является отсутствие однозначного объяснения причин, по которым греческий Понт Эвксинский («Гостеприимное море») внезапно стал «Русским». Традиционно в научно-популярной литературе можно встретить точку зрения, согласно которой этот гидроним появился вследствие частых набегов русов (варягов и славян) в этот регион, а также как отголосок существования русского Тмутараканского княжества с центром в Тамани в Х-XII веках. Источники, тем не менее, как правило, не упоминают о Тмутараканском княжестве, и уж совершенно точно не говорят о том, что «Русским» море стало называться именно вследствие существования этого государственного образования. К примеру, Ибн Саид писал: «В этом море есть острова, населенные русами, и [поэтому] его также называют морем ар-Рус [т.е. Русским]». Об островах, заселенных русами и находящихся в Черном и Азовском морях, сообщают также и другие арабские авторы XI-XIV веков. Возможно, конечно, что под «островами» арабские географы имели в виду как раз Таманский полуостров, на котором находилось Тмутараканское княжество, однако, напрямую из источников этого не следует. Тем не менее, некоторые географы, например, ал-Масуди и ал-Идриси, действительно писали о частых набегах русов из Черного и Азовского морей, а также упоминали о существовании «Русской реки» (арабск. «нахр Русийа»), которую можно идентифицировать с Керченским проливом или устьем Дона.
Загадочный город «Русиййа»
Еще больший интерес вызывают сообщения средневековых источников о существовании в районе Северного Причерноморья крупного города русов под названием «Русиййа». По мнению одних исследователей, этого поселения, на деле, никогда не было, а его упоминание в источниках является ошибкой. Другие ученые, напротив, считают, что этот город действительно существовал.
Где же мог находиться этот загадочный населенный пункт? Ал-Идриси упоминает город Русиййа дважды, один раз при описании реки Атил (Волги), а другой – рассказывая об окрестностях Трапезунта. Географ пишет: «От Атрабзунда, пересекая море, [до города] Русиййа пять дней плавания». Однако ал-Идриси не связывает этот город ни с русами, ни с каким-либо другим народом. Ибн Саид, напротив, не указывает точного расположения города, но полагает, что он являлся главным городом русов: «На севере этого моря [в него] впадает река, текущая из огромного озера Тума. На западном берегу этой реки лежит Русийа – главный город русов». Вполне возможно, что «ям Русийа» («море Русийа») путешественника Вениамина Тудельского (XII век) также является отсылкой к этому городу. Помимо письменных, есть также и археологические доказательства существования данного населенного пункта. К примеру, известна свинцовая печать византийской принцессы Феофании Музалоние, являвшейся женой Тмутараканского князя Олега Святославича. В тексте печати Феофания именуется «архонтессой Руссия»; можно предположить, что она княжила в интересующем нас городе Русиййа.
Исследователи также попытались установить, где же именно находился этот загадочный город наших воинственных предков. Одна группа историков и археологов полагает, что город Русиййа находился на Таманском полуострове. Действительно, с археологической точки зрения город Русиййа можно соотнести с расположенным на этом полуострове городищем Голубицкая-1. В верхнем культурном слое этого городища находился детинец древнерусского города конца X-XII веков, окруженный городским торгово-ремесленным предместьем. Городище достаточно больших размеров и вполне может соотноситься с городом Русиййа, известным нам по письменным источникам.
Другая группа историков пытается отождествить этот город с поселением Казачий Ерик в Азовском районе Ростовской области. Там также находится средневековое городище с находками древнерусского типа. Другие исследователи полагают, что город Русиййа тождественен средневековому городу Орн (Орнас, Орнач), находившемуся на территории современной станицы Старочеркасской. Археолог Л. А. Гурченко предположил, что город Русиййа в разные хронологические периоды существовал в разных локациях: в какое-то время в устье Дона, а позднее – на Таманском полуострове, на месте городища Голубицкая-1.
Выводы
Так или иначе, где бы мы не локализовали город «Русиййа» и «Русскую реку», не вызывает сомнений одно: у европейских, арабских и еврейских географов XI-XIV веков Северное Причерноморье вызывало стойкую ассоциацию с присутствием там древних русов. Еще более убедительным подтверждением русского присутствия в этом регионе в средневековую эпоху является широко распространенное в то время наименование Черное моря – «Русское море».