1. Едва научившись писать и читать, человечество принялось активнейшим образом писать и читать глупости.
2. Едва научившись делать фотографии, человечество принялось снимать на фото прежде всего глупости.
А с появлением электронных фотокамер, когда диафрагма и резкость выбираются не фотографом, а фотоаппаратом, и после не надо возиться с химикатами, проявляя фотоплёнку и печатая фотокарточки, снимать глупости стало массовым помешательством.
3. Статичные картинки могут быть с помощью некоторых ухищрений ума превращены в движущиеся. Братья Луи и Огюст Люмьер изобрели кинематограф.
Но теперь не только надо было работать с фоном и композицией фотографии, но выстраивать сюжет, писать картинками некий смысл, доносить картинками идею. И у некоторых мастеров это неплохо получалось. Автор спагетти-вестерна «Хороший, плохой, злой» («Il buono, il brutto, il cativo», 1966) Серджо Леоне (Sergio Leone) не вынуждает произносить своих героев какие-либо фразы в течение первых десяти минут тридцати семи секунд (10:37 сек) фильма. Картинки и события, в которые картинки складываются, должны сами написать о смысле происходящего. И у картинок это получается.
4. Но вслед за движущимися картинками в кинематографе появился звук. И плохой тапёр уже перестал быть нужен в кинотеатре.
А потом, вслед за звуком, в кинематографе появился цвет. И уже безумная профессиональная игра с двумястами пятьюдесятью шестью оттенками серого перестала быть пределом профессионализма, ибо цвет бесконечно расширил возможности построения картины, которую и с двумя цветами, чёрным и белым, построить было не так-то просто.
5. То, что имеются плохие кинематографисты, не секрет. Например, почти сплошь все профессиональные кинематографисты России, за редким исключением, являются, судя по продукции, которую они выдают, плохими, просто из рук вон негодными. Что же говорить о любителях!
6. Но вслед за электронными фотокамерами стали, пусть и не сразу, появляться электронные и, более того — сетевые, аудиовидеоинструменты вместе с причитающимся им программным обеспечением. И народ в очередной раз сорвался в тяжёлую, ничем, даже медикаментозно и хирургически, не контролируемую глупость создания и фиксации тупых видеосюжетов.
7. К числу дисквалифицирующих пороков, как розовая мочка носа у чёрной собаки, следует отнести следующие.
(1) Не выстроены свет, цвет, композиция.
(2) Не отлажен звук.
(3) Фоновая музыка не годна по содержанию, а по уровню громкости перекрывает речь, которую вследствие этого плохо слышно и трудно разобрать.
(4) Сама речь не синхронизирована с картинкой и почти всегда спонтанна, ибо ни о каком сценарии с коллизией и её разрешением автор видеосюжета просто не думал. А зачем?
(5) Культура как феномен попросту неизвестна автору. И потому в его речи и манерах наиболее откровенно обнаруживается омерзительный обыватель, чумазый, но таки дорвавшийся до микрофона и видеокамеры. Именно поэтому вместо того, чтобы держать зрителя в напряжении, говорящая с экрана голова отвлекается от сюжета своего собственного разговора («А кстати!..» — после чего уходит от сюжета навсегда), передаёт приветы людям, никак не связанным с сюжетом, более того, сообщает, что кто-то приватно просил её, голову, передать ему же, просящему, привет, но поприветствовать уже публично с именованием личности и адресом проживания, и говорящая голова это делает! Вы не встречали такое? Я встречал! Это же прямо по А. П. Чехову : попал под лошадь, напечатали о происшествии в газете, теперь «вся Россия знать будет!»
А ещё автор омерзительно сюсюкает, хихикает, но иногда кого-то зачем-то всё же истово материт, но также посвящает ничтожным вещам непомерно долгое внимание: еде, одежде, ценам на них в разных местах страны, погоде, сложившемуся за окном пейзажу, приблудившимся в кадр животным и, напротив, ненужно подолгу раздумывает, делает незапланированные паузы, чтобы ответить по телефону на звонок, слышимый в кадре и т. п., и т. п., и т. п.
То есть всё складывается строго по А. Шопенгауэру: «...упомяну здесь, что человек, не имеющий вследствие — нормальной, впрочем — ограниченности, умственных сил, никаких духовных потребностей, называется филистером — слово, присущее лишь немецкому языку; возникнув в студенческой жизни, термин этот получил позже более широкий смысл, сохранив, однако, прежнее основное значение — противоположности «сыну муз». С высшей точки зрения я дал бы понятию филистера такое определение: это — человек, постоянно и с большою серьёзностью занятый реальностью, которая на самом деле не реальна».
8. Я тут пролистал на досуге видеожурнал одного путешественника в Индию. За несколько лет, с 2016 по 2018 годы у него набралось более четырёхсот видеороликов примерно на сто пятьдесят гигабайт файловой ёмкости и пару сотен часов экранного времени. Вся мудрость, которая может быть извлечена из этих двухсот часов аудиовидеоинформации заключается в том, на какой помойке автор с начала века по сей день жил и живёт в Индии (писать он стал недавно, а путешествует по Индии именно с начала века), экономя денежные ресурсы, как, что и по какой цене он «кушает» (омерзительное слово!), какое носильное барахло покупает и каково всё это в сравнении с его родным Владиком, то есть Владивостоком.
Господи! И это всё, ради чего стоит ездить на чужую помойку, в некоторых учебниках истории зачем-то именуемую страной великой культуры? Человек именно «с большою серьёзностью занят реальностью, которая на самом деле не реальна».
Насколько бы умнее человек, научившийся чистить зубы, бриться, принимать душ и понимать простые предложения на английском языке, выглядел в свои 55 лет, если бы этих видеосюжетов в его анамнезе не числилось!
2019.02.26.