Раньше мы уже пытались дать определение любви и раскрыть сущность той любви , о которой мы говорим. Теперь же поговорим о приоритетах любви. Опираться мы будем на Мф. 22:34-40. Но прежде нам необходимо кратко обсудить значение слова “приоритеты”.
Приоритетность представляет для нас одну из самых больших проблем. Многие не видят разницы между добром и злом. Для некоторых же из нас более актуальна проблема выбора между хорошим, лучшим и наилучшим. Бывает нелегко правильно расставить приоритеты в нашей жизни.
БИБЛЕЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
Возможно, знание следующего факта и не решит автоматически всех проблем, но несомненно поможет: сама Библия говорит нам о приоритетах - даже если брать во внимание одни только заповеди. Взять хотя бы использование Библией слов в сравнительной и превосходной степени. В Мф. 5:19 Иисус говорит о “заповедях сих малейших” . Мф. 23:23 ссылается на “важнейшее в законе” . В Мф. 6:33 нам велено искать “прежде Царства Божия и правды Его” . Говоря о чудодейственных дарах (1 Кор. 12—14), Павел сравнивает их между собой и утверждает, что одни из них лучше/больше других, но любовь - “путь еще [или наи-] превосходнейший” .
Позвольте мне показать на примере, как Библия расставляет приоритеты:
Наше тело - это храм Божий (1 Кор. 6:19, 20). Мы должны заботиться о своем теле и не должны осквернять его. Мы не должны разрушать его (1 Кор. 3:16, 17). Некоторые считают, что в данном случае речь идет о духовном теле - церкви (Еф. 1:22, 23). Но даже если и так, этот отрывок все равно посредством сравнения учит, что мы не должны разрушать физическое тело. Наше тело - это инструмент, который нужно использовать на службу Богу. Его нужно рассматривать как живую и святую жертву Богу (Рим. 12:1). Мы должны заботиться об этом драгоценном инструменте.
Но посмотрим на Христа и распятие. У Иисуса был выбор, пойти или не пойти на крест. Он мог призвать на помощь двенадцать легионов ангелов (Мф. 26:53). Поэтому мы кричим: “Не ходи, Иисус! Если Ты пойдешь на крест, Твое тело будет разрушено, а ведь оно храм Божий!” Но смерть Иисуса на кресте была гораздо важнее закона о теле.
Мы можем вспомнить аналогичные ситуации из нашей собственной жизни. Подумайте о матери, которая не спит всю ночь, ухаживая за серьезно заболевшим ребенком. Это очень вредит ее телу, но законы любви берут верх. Или представьте себе доброго ловца душ, который засиживается далеко за полночь, обучая алчущего и жаждущего праведности. Это не означает, что указаниями Бога заботиться о теле можно пренебрегать по любой причине; мы лишь хотим сказать, что при определенных обстоятельствах другие дела могут стать важнее этих законов.
А вот еще один пример: дети должны повиноваться своим родителям (Еф. 6:1-3). Жены должны повиноваться своим мужьям (Еф. 5:22). Мы должны исполнять законы своей страны (Рим. 13:1 и дал.). Но что, если кто-то из этих “высших властей” скажет нам не подчиняться Богу? В таком случае в действие вступают приоритеты. Петр говорит: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5:29).
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Позвольте мне добавить, что я отнюдь не утверждаю, будто можно не исполнять заповеди, которые могут казаться нам “малейшими”. Ранее упомянутые отрывки однозначны в этом вопросе:
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Я также не говорю, что мы в праве решать, какая из заповедей “малейшая”, а какая “важнейшая”, если этого не сделала Библия. Пытаться делать это - значит присваивать себе исключительные права Бога. Подобную ошибку допустили иудеи, когда решили, что освященная временем традиция “корвана” (дара Богу) была важнее Божьего закона о необходимости заботится о своих родителях (Мф. 15:3-6). Я лишь говорю, что Библия сама устанавливает некоторые приоритеты.
Это касается даже любви.
Вот вам пример: Библия подчеркивает, что любить своих родителей очень важно (2 Тим. 3:3 говорит о “непримирительных” [“нелюбящих”; Современный Перевод]). Для мужей очень важно любить своих жен (Еф. 5:25, 28, 33). Для родителей важно любить своих детей (Тит. 2:4). Но послушайте Иисуса в Мф. 10:34-38:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
Иисус не говорит, что мы не должны любить членов своей семьи, но в случае конфликта между требованием нашей семьи и требованием Иисуса мы должны больше любить Иисуса. Лука пишет об этом еще более жестко:
«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26, 27).
Слово “возненавидеть” Иисус употребляет в сравнительном смысле. Мы должны так сильно любить Иисуса, что по сравнению с этой любовью наша любовь к семье будет подобна ненависти.
Мы говорим о приоритетах!
ПРИОРИТЕТЫ ИИСУСА
Теперь мы готовы приступить к Мф. 22. Был вторник, а в пятницу на той же неделе Иисус был распят. Иногда этот вторник называют “Великим днем вопросов”. Иисус в Иерусалимском храме; Он говорит, а его враги изо всех сил пытаются подловить Его. Начнем со стиха 34: “А фарисеи, услышавши, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе” . Греческое слово, переведенное как “привел... в молчание”, дословно означает “надевать намордник”, как некоторые надевают на свирепую собаку.
У фарисеев, наверное, были смешанные чувства. Им нравилось видеть своих врагов, саддукеев, поверженными, но в то же время они хотели увидеть поражение Иисуса. И они решили попытаться еще раз. В случае успеха они будут торжествовать и над Иисусом, и над саддукеями. Они привели своего лучшего законника, чтобы он задал Иисусу вопрос. В те дни, в отличие от наших, законовед был специалистом не по гражданскому праву, а по религиозному законодательству и в частности, по закону Моисея. В Евангелии от Марка он назван “книжником”.
Итак, фарисеи выдвинули этого законника и поставили его перед Иисусом. Они хотели добиться абсолютной победы. “И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф. 22:35, 36).
Чтобы по достоинству оценить этот вопрос, вы должны знать его предысторию. Книжники предпринимали попытки сосчитать законы в Ветхом Завете. И всякий раз общее число было разным. Одни называли 485, другие свыше 600. Но все сходились на том, что законы исчислялись сотнями. Это заставляло многих из них разводить руками и восклицать: “Кто вообще может соблюсти все эти законы?!” И тогда у них появилась идея: “Давайте разделим закон на более важные заповеди и менее важные - и если мы будем соблюдать более важные, к нам никто не сможет придраться”. Другие развили эту идею дальше: “Если мы сможем определить наибольшую заповедь и будем соблюдать ее, то исполняем мы другие заповеди или нет, не будет играть никакой роли”. Но тут возникла одна проблема: они никак не могли прийти к единому мнению, какую же заповедь считать “наибольшей”. Одни думали, что это жертвоприношения. Другие считали, что это ношение филактериев, заповеди очищения, соблюдение великих праздников и субботы, святость человеческой жизни. Можно было предположить, что, как бы ни ответил Иисус, Он бы выразил несогласие с большинством религиозных учителей.
Иисус ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь” (Мф. 22:37, 38). В Евангелии от Марка к первой части ответа добавлено несколько слов: “Первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби...»” (Мк. 12:29, 30). Слова Иисуса были хорошо известны каждому иудею. Они записаны во Втор. 6:4-9 сразу же после вторичной передачи десяти заповедей:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».
Эти слова называются “Шма” (или “Шема”), от первого слова в этом отрывке (“слушай” по-еврейски); они произносились в начале каждого иудейского богослужения, праздника и обряда. Они звучали постоянно и были знакомы каждому правоверному иудею.
Для примера: в земном служении Иисуса был случай, когда другой законник приходил к Нему и тоже пытался поймать Его в хитросплетения слов: “Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” (Лк. 10:25). Вместо ответа Иисус спросил его: “В законе что написано? как читаешь?” (ст. 26). Законник ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (ст. 27). Иисус сказал: “Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить” (ст. 28).
Но вернемся к Мф. 22, где Иисус сказал, что эти знакомые слова “есть первая и наибольшая заповедь” (ст. 38). Первая - потому что заповедь любить Бога является основой всего Божьего закона, а наибольшая - потому что в некотором смысле эта заповедь заключает в себе все другие Божьи заповеди.
Иисус исчерпывающе ответил на вопрос законника, но затем добавил еще кое-что. Его не спрашивали о второй заповеди, но Он все же сказал: “Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (ст. 39, 40).
“Вторая заповедь” Иисуса тоже восходит к Ветхому Завету, к Лев. 19:18: “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь” . Этот отрывок был менее популярным, чем Втор. 6, но все же был хорошо известен книжникам, как мы поняли из Лк. 10.
Марк дает подробное описание того впечатления, которое произвел на всех ответ Иисуса:
«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12:32-34).
Враги Иисуса прикусили языки. Тогда Иисус задал им несколько вопросов (Мф. 22:41-45). В стихе 46 сказано: “И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его” . В тот день Иисус одержал победу.
ПРИОРИТЕТЫ ЛЮБВИ
Помня то, о чем мы только что говорили, еще раз внимательно перечитаем Мф. 22:37-39. Давайте повторим приоритеты любви:
(1) Господь Бог (ст. 37, 38). Иисус называет это первой заповедью.
(2) Ваш ближний (ст. 39). Иисус называет это второй заповедью. И косвенно:
(3) Вы сами (ст. 39). Позвольте мне сразу же оговориться, что это не третья заповедь, хотя, кажется, некоторые именно так и думают. Перед нами только две заповеди, а не три. То, что мы должны любить себя, как бы само собой разумеется, но эти слова здесь присутствуют, и поэтому мы их размещаем под номером три.
Представьте себе обычную мишень с расходящимися кругами: в середине маленький круг, а за ним следуют круги большего диаметра. Внешний круг мы назовем “вы сами”. Ближе к центру - “ваш ближний”. А вот самый центр мишени, “яблочко”, - это “Господь Бог”!
Это не три взаимоисключающие вида любви. Здесь одно накладывается на другое. Посмотрите: “Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»” (Мф. 22:39). Вспомните главную мысль 1 Ин. 4:20, 21:
« Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» .
И все же Иисус устанавливает в Мф. 22:3739 определенную очередность, а это главная мысль данного урока.
ПЕРВОЕ МЕСТО В СПИСКЕ ПРИОРИТЕТОВ
Безраздельно любить Бога - это исходный пункт нашей любви, ее основа и сердцевина. Во 2 Кор. 5:14 Павел говорит: “Ибо любовь Христова объемлет нас” .
Именно она придает смысл и обоснованность всем другим выражениям любви. У писателя и проповедника Томаса Уоррена есть книга “Брак предназначен для тех, кто любит Бога и друг друга”. Многочисленные исследования показали, что самые счастливые и прочные браки существуют там, где супруги разделяют друг с другом и религиозную жизнь, когда они едины не только сердцем и телом, но и духом. Один брат, который всю свою жизнь проработал с молодежью, учит их, что если юноши и девушки хотят, чтобы их встречи были действительно приятными, то на свидании всегда должно быть трое: он, она и Бог.
Полнота этой любви к Богу видна из определяющих фраз, употребленных Иисусом. В Евангелии от Матфея перед нами три обстоятельства образа действия: Бога нужно любить всем сердцем, всей душой и всем разумом. В Евангелии от Марка говорится то же самое, но при этом называется еще одно обстоятельство. Любить Бога надо сердцем, душой, разумением и еще “всею крепостию твоею” .
В этом выражена вся полнота человека. Разум - это думающая часть человека, та часть, с помощью которой мы рассуждаем и составляем наши планы. Сердце в данном контексте - эмоциональная часть человека. Наша любовь к Богу не должна быть холодной и расчетливой; она эмоциональна. Разум и сердце должны быть слиты воедино. “Крепость” заключает в себе силу и энергию человека, а также время и таланты. Бог дал нам их, и мы должны посвятить их Ему. Душа может означать бессмертную часть человека или же его жизнь во всей ее полноте. И в том, и в другом случае упор сделан на человеке в целом. Мы должны любить Бога всем своим существом.
Ключевым словом является слово “весь”: всем сердцем, душой, разумом и силой. У других видов любви есть свои свойства и границы, но любовь к Богу безгранична. Ей нельзя приписывать какие-то отдельные свойства и ограничения. Как мы уже отмечали, некоторые иудеи в дни Иисуса хотели исполнять одну заповедь, “наибольшую”, какой бы она ни была. Но Иисус говорит, что самая большая заповедь - это полностью отдать себя Господу!
Да будет вам известно: Мф. 22 подчеркивает, что любовь к Богу - это не просто теплое чувство ко Всемогущему. Она действенна. Она выражается в наших мыслях, наших действиях и в каждом нашем мгновении. Следует также отметить, что любовь к Богу охватывает все, с чем связан Бог. Любовь к Богу будет обязательно включать в себя нашу любовь к Иисусу. Любовь к Богу включает нашу любовь к церкви. Иисус любит церковь (Еф. 5:25), и мы должны любить ее. На первом месте в нашей жизни должно быть царство/церковь (Мф. 6:33).
Кроме того, любовь к Богу включает в себя любовь к Божьему Слову - Библии. Во 2 Фес. 2:10 и далее сказано о том, как важно “возлюбить истину” (Современный Перевод). А любовь к истине означает, что мы будем всей душой стремиться повиноваться этой истине. Несколько стихов должны навсегда войти в наше сердце. В Ин. 14:15 Иисус говорит: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” . В 1 Ин. 5:3 апостол подчеркивает: “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки” .
Если мы научимся прежде всего любить Бога, тогда многое встанет на свои места.
Я люблю свою семью, друзей и окружающих меня людей, но они никогда не оттеснят собой Бога. Любовь хочет самого лучшего для любимого, а самое лучшее, что я могу сделать для тех, кого я люблю, - это быть для них хорошим примером, показать им, что я на самом деле люблю Господа.
Взять, к примеру, практический вопрос посещаемости церкви (Евр. 10:25). Если ваш супруг/супруга не христианин/христианка и предлагает вам пропустить богослужение, то вы должны ответить так: “Я люблю тебя. Ты даже не знаешь, как я люблю тебя. Но Господа я люблю больше. А Он просил меня встречаться со святыми”. Это и есть “желание лучшего” для вашего супруга/супруги, потому что он/она никогда не сможет прийти к Господу, если вы будете служить Ему не от всей души.
Если ваши дети хотят поиграть в мяч, сходить на репетицию или заняться еще чем-нибудь во время богослужения вместо того, чтобы идти на богослужение, то вы должны сказать: “Я знаю, что для вас это очень важно, и что вы хотите порадовать своей игрой товарищей и руководителя, но как ваш отец (мать), я считаю своим долгом научить вас ставить Бога и Его требования на первое место. Я вас слишком люблю, чтобы позволить вам ставить Бога на второе место”.
В ту пору, когда еще не было видеомагнитофонов, Пэтти Пейдж была режиссером своего собственного телешоу. Однажды у ее родителей, христиан, спросили, гордятся ли они программой дочери. “Мы не знаем, - последовал ответ, - мы никогда эту передачу не видели”. Передача транслировалось когда мы ходили в собрание.
Можно еще сказать о путешествиях в праздничные и другие дни. Если мы действительно любим Господа, то выясним, где встречаются Божьи люди, и будем с ними на уроках Библии и во время богослужения.
Я думаю, что принцип безраздельной любви к Богу может даже повлиять на решение человека работать или нет там, где рабочее время приходится на время богослужения. Да, я знаю, что это может сказаться на материальном положении и что каждый христианин должен решать эту проблему индивидуально и самостоятельно. Я знаю, что очень трудно, когда именно вы отвечаете за материальное благополучие семьи. Но меня очень беспокоит то, чему мы учим наших детей. Я встречаю все больше и больше молодых людей, которые при выборе работы почти или вовсе не думают о том, помешает или нет их работа посещению церкви. Эти молодые люди работают не ради того, чтобы содержать семью. Многие или большинство из них работают ради карманных денег, чтобы купить автомобиль или горючее для него.
Разве я слишком строг? Разве я прошу слишком много? Я так не думаю, особенно если мы поймем, как Бог возлюбил нас и любит по сей день!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приоритеты. Какое емкое слово. Как нам нужно правильно расставлять их! Как это сделать? Поставьте Бога на первое место, а потом позвольте Ему расставить все остальное. Пожалуйста, помните об этом.
А сейчас позвольте мне призвать вас повиноваться Господу . Ведь повиновение - это проблема любви. Если я не повинуюсь Богу, то Он не занимает в моем сердце первого места, а это значит, что я недостаточно люблю Его. Может быть, я больше люблю свой образ жизни... или себя... или своих друзей... или свою семью... или что-либо другое. На первом месте у нас должен стоять Бог.
Но вы можете спросить: “Почему я должен повиноваться? Я и так неплохой человек”. Я не хочу, чтобы это звучало резко, но вам должно быть предельно ясно: если вам нужно повиноваться, а вы этого не делаете, то вы “первый и наибольший” грешник! Ведь если самая главная заповедь - любить Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, то когда мы не любим Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, это есть самый главный грех. Действительно ли вы всецело любите Бога?