Голос Юрия Борисовича Левитана стал символом целой эпохи в СССР. А для тех, кто пережил войну, это еще и голос Победы.
Как Левитан стал диктором
Обычный парнишка из Владимира, выросший в семье портного и домохозяйки, грезил актерским поприщем. Однако кинематографической карьере не суждено было сложиться. Виной стал характерный владимирский «окающий» говор.
А вот на курсы дикторов Левитана взяли сразу же, как только услышали. И даже фонетическая особенность молодого человека не помешала.
После прослушивания Левитана включили в дикторскую группу Радиокомитета. Сначала — стажером. Какое-то время Юрий Борисович к микрофону даже не подходил, выполняя бытовые поручения — принести чай, доставить материалы.
При этом Левитан постоянно тренировался, чтобы избавиться от провинциального произношения и отточить голос. Первый опыт у микрофона диктор получил на радио ВДНХ, где он зачитывал объявления по громкой связи.
И только потом ему доверили технические эфиры. Глубокой ночью через радиовещание зачитывались передовые полосы столичных газет.
В городах по всей стране услышанные куски переписывали и печатали в местных изданиях. Тексты дикторы обычно видели за несколько минут до эфира.
Покровительство Сталина
Случилось так, что один из технических эфиров прослушал Сталин. Вождь часто работал по ночам под включенный радиоприемник. Голос ночного ведущего ему понравился с первых же фраз, и он тут же позвонил в Радиокомитет.
Иосиф Виссарионович намеревался доверить юному диктору ни много ни мало — читать его доклад по случаю открытия XVII съезда партии.
Познакомиться с текстом времени не было — конверт с документом Левитан распечатал прямо перед выступлением. Без единой ошибки, с четкой дикцией, удобным для слуха темпом — так Юрий Левитан читал этот доклад в течение 5 часов.
С этого момента Сталин доверял Юрию Борисовичу чтение всех своих текстов. Обо знаковых событиях в стране рассказывал он же.
Главный враг Гитлера
Обо всех изменениях на фронтах ВОВ советским людям рассказывал Левитан. Его голос узнавали и в тылу, и в солдатских окопах и ждали каждый выход в эфир. Сообщения о победах Красной Армии поднимали дух солдат.
Уже после войны Юрия Борисовича заваливало письмами от фронтовиков, которые называли его своим однополчанином и считали, что он был вместе с ними там, на полях сражений. А военачальники говорили, что этот голос способен заменить целую дивизию.
Разумеется, такое отношение к диктору не могло оставить равнодушным Адольфа Гитлера.
Фюрер оценил его жизнь в 100 тысяч марок — огромная сумма. Однако план похищения Левитана провалился — еще в самом начале войны диктора вывезли из Москвы в Свердловск и тщательно прятали все 4 года.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы читать еще больше интересных историй.