Найти тему
Анастасия Долганова

Мы с тобой такие разные

Этой статьёй я продолжаю цикл материалов о сепарационной тревоге – непрожитом чувстве, которое заставляет нас застревать в повторяющихся сценариях, на протяжении всей жизни встречать «одних и тех» же людей, оказываться в «похожих» ситуациях и не даёт двигаться вперёд. Я расскажу о том, как формируется это чувство и как правильно его прожить.

«Мы» вместо «я»

Итак, задача первой фазы переживания потери – обнаружить себя, сказав: «Я существую! У меня есть свои чувства, планы, и они отличаются от твоих» . Вторая фаза – переход к дифференциации : если я существую, значит, мы разные.

Когда вы закончите читать эту статью, я для самой себя не перестану существовать. Я останусь – со всеми моими чувствами, желаниями, планами. И это очень важно – ощущать, что я всё равно остаюсь, даже если из моей жизни уходят родители, близкие, возлюбленные, друзья. Это нормальное прохождение стадии дифференциации.

Проблема возникает тогда, когда человек, во-первых, вообще не признаёт существования другого, а во-вторых, не видит разницы между ними, обращаясь постоянно к некоему «мы». В этом случае он настолько не в контакте с собой, что просто не знает, что именно чувствует, пока не придёт другой со своими переживаниями и ему о них не расскажет. Например, можно смотреть фильм и не понимать, нравится он или нет, пока другой не скажет: «классное кино» или «плохое кино, давай уйдём». То есть своих чувств и потребностей нет, и остаётся только ждать, пока другой не «принесёт» нам их.

Клиенты, не достигшие уровня дифференциации, поначалу практически ничего не говорят терапевту о своих партнёрах – нынешних и бывших. Я сама комментирую это так: «Мы работаем уже полтора года, а я до сих пор не могу себе представить твоё окружение. Я знаю факты, имена, но у меня не сформировались образы этих людей, поскольку ты их мне не демонстрируешь, и это необычно. В большинстве случаев я могу себе представить, что у клиента есть вот такой друг, у меня есть образ этого друга и даже какие-то чувства к нему, а твоё окружение не вызывает у меня никакого отклика, словно их не существует». Это своего рода приглашение осознать происходящее: что клиент делает и о чём рассказывает.

Люди, испытывающие проблемы с дифференциацией, постоянно спрашивают: «А чего хочешь ты?», «А куда мы пойдём?», «Чем мы займёмся?», «Куда ты хочешь в отпуск?» . Они, как правило, совершенно не умеют быть одни, довольствоваться самими собой, а ведь это крайне важное умение. Часто это идёт из детства: в нашей культуре детям редко дают возможность делать то, что хочется именно им, жить той жизнью, которая им нравится.

-2

Держать дистанцию

Решить эту задачу можно на этапе сепарации, отделяясь от родителей эмоционально и физически. Именно поэтому многие говорят о том, как важно хотя бы какое-то время пожить одному – просто чтобы понять, кто остаётся тогда, когда уходят все. Кто этот «я», который остаётся? Какой он? Что он чувствует и чего хочет? Каким средством для мытья посуды любит пользоваться – тем, которое использовала мама или покупал муж? Какие фильмы любит смотреть – и любит ли вообще? Слушает ли музыку? Любит ли ходить за покупками?

Пройдя этот этап, можно избежать огромного количества сложностей в отношениях. И, напротив, если человек не дифференцирован и не знает, кто он, если чувствует, что, если все уйдут, никого не останется (или останется нечто аморфное, не поддающееся описанию, неуловимое), то другие воспринимают его как человека с внутренним дефицитом. А, как вы понимаете, построить здоровые отношения с человеком, который внутренне всё время находится в дефиците, невозможно : партнёру фактически приходится строить отношения с самим собой, а не с полноценным другим.

-3

Если мы способны ответить себе на вопрос, кто остаётся, когда все уходят, мы способны и выносить одиночество – быть без отношений и год, и два, и пять лет (хотя взрослый человек со здоровой дифференциацией редко проводит пять лет без отношений, ведь он хочет не только быть собой, но и быть с кем-то). В противном случае человек постоянно стремится слиться с кем-то – например, потому что не успел отделиться от слишком властных или от слишком рано ушедших родителей, потеря которых осталась непрожитой.

И тогда невыносимым становится даже кратковременное одиночество.

Рассмотрим такой пример: вечеринка, компания из десяти человек прекрасно общается, а потом восемь человек идут на балкон курить, а двое остаются, и возникает неловкая пауза. Человеку с не пройденным этапом дифференциации может стать крайне некомфортно – настолько, что он либо тут же полезет в телефон, либо пойдёт на балкон вместе со всеми, хотя не курит и на улице холодно.

О том, как научиться выносить одиночество, мы поговорим в следующих статьях.

Первая часть.

Вторая часть.

Третья часть.

Четвёртая часть.

Пятая часть.

Шестая часть.

Седьмая часть.

Смотреть лекцию целиком:

Все авторские материалы представлены на сайте: anastasiadolganova.ru

Моя группа на ВКонтакте.

Моя группа в Facebook.

Мой Инстаграм.