У бедных и богатых всегда разные точки зрения на происхождение этого неравенства. Как показали исследования, богатые склонны преувеличивать личные достижения и преуменьшать фактор удачи, а бедные – наоборот.
Но многие из тех, кто не добился успеха, свято верят, что богатые – богатеют за счет бедных.
Так ли это на самом деле?
Для этого нам надо познакомиться с понятием «игры с нулевой суммой», узнать кое-что о булавках и Адаме Смите.
Люди, которые не разбираются в экономике, представляют ее себе как игру с нулевой суммой. То есть, карточный стол, за которым у игроков фиксированное количество фишек, и если кто-то выиграл фишки, то другой – проиграл.
На самом деле, даже не зная экономику, но включив немного логики, мы можем понять, что это работает не совсем так. Взять, например, Китай. Еще недавно 80% населения страны находилось за чертой бедности, сейчас это лидер мировой экономики, который растет быстрее других стран. И уровень жизни там уже выше, чем в России. Но обеднели ли страны «золотого миллиарда» от китайского успеха? Нет.
Как тогда это работает?
Адам Смит в своем фундаментальном труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» привел в пример булавочное производство.
Один рабочий может сделать до 20 булавок в день. А вот если использовать разделения труда, как это было на первых мануфактурах, то 10 рабочих за день могли сделать 48 000 булавок, то есть по 4 800 на человека. На современном производстве рабочие делают в разы больше булавок, за счет дальнейшего развития технологий.
Что это значит для обычных людей, не связанных с булавочным производством?
Что раньше булавка была относительно дорогой вещью, а сейчас ее стоимость упала в разы, и любой человек может купить горсть булавок, не особо задумываясь об этом.
Именно так работает рост производительности труда.
Научно-технический прогресс дает нам технологии – технологии приводят к росту производительности труда – рост производительности труда увеличивает количество благ, доступных людям.
За счет этого, даже при росте социального неравенства, современные бедные люди могут позволить себе больше, чем богатые 100 лет назад. У них разнообразней рацион, больше одежды и обуви, более благоустроенные жилища.
Таким образом, чтобы люди жили лучше, совсем не нужно отбирать деньги у богатых, нужно увеличивать количество производимых в обществе благ.
Напрашивается закономерный вопрос – а зачем богатым людям, владеющим производством, снижать цены на булавки, если они могут продавать их по прежним, высоким ценам? Ответ прост – тогда их некому будет покупать.
Современный капитализм зависит от наличия спроса, массовый спрос не может обеспечить население, у которого в массе – нет денег.