Служба в вооружённых силах даёт многое (или давала — уж слишком давно я на гражданке) — подлинное товарищество, умение работать в команде, навык самодисциплины, решительность, чувство ответственности, умение держать данное тобою слово.
⠀
Да, служба — это не простой опыт, часто травмирующий. Но за давностью лет этого уже и не упомнишь. Зато всю жизнь можешь пользоваться этими навыками, которые получил там — находясь в рамках «системы».
⠀
Понимаю, что всё это звучит странно и дико для молодых людей. И конечно, я никого за службу в армии не агитирую. То, для чего она придумана, честно говоря, мне сильно не по душе. И тогда я часто шутил, что являюсь форменным парадоксом — принципиальным пацифистом в военной форме…
⠀
Но, с другой стороны, это мои университеты. И я ими горжусь.
Нас закаляют трудности, лишения и жизненные вызовы. А внутренней свободе, которая безусловно нужна и важна, без этой закалки чего-то, всё-таки, на мой взгляд, не хватает. Может быть, той самой ответственности, товарищества, самодисциплины?
⠀
В общем, это на мой взгляд очень интересный культурологический кейс…
⠀
Мы живём во время падения и/или сущностной трансформации прежних институтов — идеологии, морали, брака, ценности академического образования, культурных авторитетов, договора между поколениями, да и той же службы (в широком смысле этого слова) — институтов, которые во все времена прежде структурировали наше общество, и конечно, нас самих.
⠀
А нового решения нет, не придумано… Причём, даже принципы «новой этики» никто толком сформулировать не в состоянии. Появляются, правда, культурно-реваншистские «манифесты»… Но это, по-моему, настолько же смешно, настолько и трогательно.
⠀
В общем, с Днём Советской армии и Военно-морского флота, дорогие друзья!
⠀
P.S.: На фото я со своими друзьями в день присвоения нам звания лейтенантов медицинской службы. Я слегка опухший — не обращайте внимания, тут я даже уже существенно сдулся после лечения кортикостероидами моего периферического паралича.