Самый простой и очевидный способ решения школьных проблем для большинства родителей - это дополнительные занятия.
В советские времена учеников сам учитель оставлял после уроков. Это было, с одной стороны, стыдно - после уроков оставались, в основном, двоечники. С другой стороны, это еще и наказание - лишние часы занятий.
Но для учителя это был эффективный способ педагогического воздействия. Можно и объяснить еще раз материал, и отработать трудную тему. И в то же время стимулировать ученика впредь стараться.
Теперь после уроков не оставляют. Зато теперь родители платят репетитору, чтобы обеспечить ребенку возможность получить знания и улучшить оценки.
Это работает. В том случае, если ребенок пропустил урок или просто прослушал тему. Вряд ли по русскому языку есть темы настолько сложные и непонятные, что требуют дополнительных объяснений. По крайней мере, пока дело не доходит до сложных случаев пунктуации. Это уже программа девятого класса.
Еще репетитор поможет, если ребенок, например, не научился в начальной школе правильно определять части речи. А ведь от части речи зависит, какое именно правило орфографии применить. Аналогично требуется дополнительная работа, если ребенок не научился разбирать слово по составу (то есть определять, где корень, где приставка, где суффикс и окончание). Именно эти базовые навыки требуются для правильного применения орфографических норм в среднем звене.
Но чаще всего ребенок все это знает и помнит. Если напомнить, он и часть речи определит, и часть слова правильно назовет. Но делает он эти операции, во-первых, медленно, во-вторых, только "по требованию". А будучи предоставлен сам себе, пишет так, как ему кажется правильным. Ведь применять правила - это требует умственных усилий.
Здесь можно вести речь о несформированных навыках. И да, репетитор, конечно, может снова проработать с ребенком сложные темы, чтобы закрепить навык. Но мой опыт говорит, что в большинстве случаев это оказывается достаточно бессмысленной тратой времени и денег. Почему?
А потому что ребенок и с репетитором выполняет правильную последовательность действий только под очень жестким контролем. А времени, чтобы действительно сформировать навык, как правило, не хватает. Такому ребенку и в нормальных условиях требуется больше времени для образования прочных связей. А у репетитора стоит задача "догнать и перегнать". Эти занятия становятся дополнительной нагрузкой для ребенка, но не способствуют действительно прочному усвоению норм языка.
Кроме того, у детей, имеющих сложности с освоением орфографических норм, как правило, проблемы лежат не только в плоскости, собственно, языковой.
Если привлечь специалиста, обнаружится, что трудности часто связаны с проблемами в развитии определенных зон мозга. И тогда требуется совместная работа репетитора по предмету и нейропсихолога, который будет работать над формированием слухового и зрительного восприятия, развивать те сферы, которые относятся к программированию и контролю деятельности.
Еще один нюанс, о котором следует написать обязательно, - это энергетическая составляющая любых процессов. У многих детей сейчас диагностируют слабое развитие самых глубинных мозговых структур, отвечающих за уровень энергии, выносливости мозга. И выясняется, что ребенок способен эффективно усваивать информацию, ее перерабатывать максимум 10-15 минут, а не 45.
Поэтому уже к середине урока, занятия с репетитором ему требуется искусственная стимуляция - и он начинает вертеться, ерзать, буквально "подпрыгивать" на стуле. таким образом его мозг пытается удержать себя в активном состоянии. Если же такого ребенка заставить сидеть смирно, он просто "отключится" - перестанет воспринимать информацию.
Как понять, что ребенку, помимо занятий с репетитором, нужна помощь иных специалистов? Посмотреть тетрадь с классной работой, диктантом.
О малом запасе энергии говорит сильная неравномерность его работ. Если в начале урока почерк более-менее ровный, ошибок немного, а ближе к середине урока и к концу почерк становится сосем неразборчивым, количество ошибок возрастает - нужно обращаться к нейропсихологу.
Если ребенок часто пропускает буквы, заменяет одни буквы другими (не в тех местах, которые регламентируются правилами), - может идти речь о дизграфии. И здесь тоже необходим специалист - логопед, нейропсихолог.
Если ребенок дома, под маминым контролем, пишет без ошибок, а в школе, в диктантах постоянно "лепит" грубые ошибки - опять же надо задуматься о недостаточном развитии функций программирования и контроля. И это также требует специальной работы, не просто дополнительных занятий с учителем-предметником. Иначе такие занятия будут бесполезны.