Однажды я заблудилась в лесу.
Моя мама - геолог. Я была у неё в поле лишь однажды, уже студенткой. Условия суровые, крайний Север, тундра, детей туда не брали.
В первый же день мама взяла меня в маршрут, так, маршрутик, просто погулять. Настоящий я бы не выдержала. Было начало сентября, сопки, окружавшие лагерь, сплошь цветные, оранжевые, жёлтые, красота. Мама просто раз взглянула перед выходом на карту, а дальше пошла прямо и уверенно через кусты, камни и разноцветный ягодник. Я еле успевала за ней и вообще не понимала, куда мы чешем. Когда я уже изрядно взмокла, мама обернулась и спросила «Ну ты как? Давай чай пить.» Она не устала вовсе. Потом мы собирали бруснику, всё дальше уходя от котелка и рюкзака с бутербродами. Я предложила сходить за ним - не лес ведь, тундра, до холма, где пили чай, рукой подать.
И я пошла. Метров триста было по прямой, никуда не сворачивала. Но стоило мне присесть, как выпрямившись, я уже не могла понять, с какой стороны пришла. Тундра. Сопки. Разноцветный ковёр мхов и ягодников. Всё совершенно одинаковое. И я совсем одна за холмом.
Догадалась стоять и не двигаться. Мама всё поняла и вернулась за мной. Потом шли обратно, опять ветки в лицо, пестрые цыганистые сопки, ягодник, мхи, резиновые сапоги пружинят в болотистых низинках... Мама ни разу не достала ни карту, ни компас, хотя было облачно.
Я потом спросила у неё, откуда она знает, где лагерь. Она ответила, что просто идёт туда, куда надо. «Летом студентка приезжала, ей дали gps-навигатор. Она шла сзади меня с маршрута и говорила, что я иду точно по стрелке, только препятствия обхожу...»
Эта история мне приходит в голову, когда я общаюсь с мамами, начинающими СО. Когда им страшно, я вспоминаю себя, вернувшуюся за рюкзаком. В самом начале СО я чувствовала себя именно так. Непонятно, что делать. В каком направлении двигаться. С чего начинать. Есть ли какие-то магические пассы, которые делают бывалые хоумскулеры. Меня спасло только то, что я писала в жж, обосновывала, обосновывала и доказывала в первую очередь себе самой, что СО - это правильный выбор. Бедные мои читатели😁 всё это терпели.
Сейчас у меня гораздо больше уверенности, опыта, наблюдений и живых примеров. Настолько больше, что я создаю своё пространство, где мы поможем друг другу «найтись». Там можно будет обсудить страхи и желания. Поделиться опасениями не справиться. И услышать в ответ, что ты не одна такая.
Многим страшно, ведь это будущее ребёнка. И трудности бывают не только у начинающих: дети растут, меняются. Надо иметь железобетонные нервы, чтобы выдержать давление окружающих. И иногда так хочется поделиться, но не сними же — ведь сразу скажут «мы же говорили!»
А второй ребёнок не такой, как старший. И у него уже не так ловко получается с математикой, читать вообще не хочет, сидит и рисует целыми днями. Если ему разрешить, будет всё время рисовать. А вдруг, он так никогда и не захочет читать?
Тревожно.
Тем временем, третий растёт, как трава, и времени на него уже почти нет. А ведь ещё дом. А на СО — завтрак, обед и ужин. Игрушки ровным слоем по всем комнатам и ванной. На обеденном столе тетради, карандаши, счётные палочки и непременно этот противный голос из чевостика. Книгами завален подоконник (и хочется ещё вот эту красивую новенькую, ну, и эту надо, ведь полезная, где денег взять...), дом похож на лекторий, в ванной стаканчики с очень важными экспериментами («мам, ты только не выбрасывай, это очень нужно!›), футболка сына прожжена химикатами, книжная полка заставлена «древними» ракушками и камнями, а в комоде у дочери нитки мулине переплелись с флейтами и фломастерами в гигантский узел...
Старший делает вид, что занялся английским, а на самом деле читает книгу под столом. Средняя рыдает над новыми нотами, и надо поддержать её, а я ещё в душе не была. А младший дёргает за юбку, он хочет гулять...
Мы выбираем путь семейного образования, потому что хотим быть рядом с детьми. Не круглосуточно, конечно, но ине пару часов «Что нового в школе? Как контрольная? Салат будешь?». Мы выбираем этот путь, потому что школа не устраивает. Потому что хотим, чтобы огонёк в глазах не погас. Потому что не видим смысла в запутанных и бестолковых программах. У каждого своё «почему».
И, конечно, хотелось бы идти по этому пути легко, уверенно и не сворачивая. Организовать раз и навсегда СО, чтобы само работало.
Возможно? Я думаю, нет. Простите)
Но можно облегчить свою ношу, если дети будут учиться сами. Самообразование — ключ. Это даже не инструмент, а двигатель, который может тащить на себе СО.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/