В рубрике «Архив» редакция «Московских новостей» предлагает читателям ознакомиться с историческими материалами газеты, написанными в разное время на протяжении ее 90-летней истории. В этом выпуске — заметка конца 1940-х о женщине, обретшей независимость, и о том, как ее история вызвала споры в обществе.
Впервые опубликовано 18 марта 1947 года в газете «Московские новости».
«Была ли я неправа? » — шесть тысяч молодых людей попытались ответить на вопрос, поставленный в открытом письме «Комсомольской правде» Ларисой Б., юной студенткой педагогического института. Она бросила своего мужа и беспокоится о том, правильно ли поступила.
Обстоятельства разрыва изложены в письме : в 17 лет Лариса вышла замуж за мужчину, которого уважала и чей авторитет не подвергала сомнению. В начале войны муж Ларисы ушел на фронт. За 20 месяцев она не получила от него ни строчки, пока однажды ей не пришло уведомление о том, что он погиб. Тогда Лариса оставила маленького сына на попечение свекрови и поступила добровольцем на военную службу.
Оказавшись в армии, Лариса выяснила, что ее муж не убит, а служит в партизанском отряде. На протяжении всего боевого пути, во время которого девушка воевала под Ленинградом, Волховом, на украинском и белорусском фронтах, где несколько раз была ранена, она хранила любовь к мужу и мечтала о дне их воссоединения.
Неожиданные перемены
Наконец наступил долгожданный момент, и Лариса оказалась дома, в лоне своей семьи. Однако вскоре она поняла, что в ее отношениях с мужем появились новые нотки. Его чувства к ней изменились. Лариса объяснила это неприятием обретенной ей независимости и все же, несмотря на обиду, изо всех сил старалась приспособиться.
Однако муж, чувствовавший, что его авторитет как главы семьи под угрозой, даже не пытался скрыть недовольство: перед ним оказалась не неопытная девочка, с благоговением ловившая каждое его слово, а решительная молодая женщина с твердым мнением о жизни и человеческих отношениях.
Я думаю, у меня были все основания ожидать, что муж будет приветствовать факт расширения моего кругозора и то, что я обрела более мудрый взгляд на жизнь. К своему глубокому разочарованию я обнаружила, что Костю это только раздражало. Очевидно, некоторые мужчины по-прежнему больше ценят свое превосходство в отношениях и способны любить и уважать только тех женщин, которые менее образованы, чем они.
Ларисе такая «философия» была чужда, поэтому она забрала сына и переехала.
Мы с Костей ходим в один институт. Когда мы встречаемся, мы даже не здороваемся. Мы оба в числе лучших студентов. Все знают, что совсем недавно мы были мужем и женой. Я все еще ношу его фамилию. Наши общие друзья пытались нас помирить, но все тщетно. Пожалуйста, скажите, была ли я неправа?
Хотя Лариса чувствует, что правда на ее стороне, ее терзают сомнения. Поэтому она рассказала о проблеме читателям «Комсомольской правды». Ее письмо, напечатанное в самой массовой газете для советской молодежи, вызвало оживленную дискуссию. Редакция получила огромное количество писем с мнениями о ситуации с Ларисой. Молодые мужчины и женщины из разных слоев общества высказывали разные взгляды и с пылом отстаивали свою позицию.
Почему личная жизнь Ларисы Б., которую никто из ответивших не знает, вызвала такой отклик и невероятный интерес? Вопросы семьи и брака традиционно интересуют советскую молодежь, и каждый хотел бы высказаться на эту тему.
Одним из обстоятельств случая с Ларисой, вызвавших немалое количество комментариев, было то, что она забрала сына, когда ушла от мужа. Будущее ребенка беспокоит многих читателей. Они осуждают ее за то, что мальчик может стать очередной невинной жертвой брака, «разбившегося о быт».
Елена Малохеева из города Молотов, лектор по профессии, считает, что у Ларисы не было достаточно оснований для «омрачения детства ее ребенка и разрушения собственной жизни и жизни мужа». В своем письме она сурово отчитывает девушку, утверждая, что у матери нет права разлучать сына с отцом. Желая смягчить свою резкость, она заканчивает письмо подобием извинения: «Простите меня за мою суровость, Лариса», — пишет она. — «Причина тому мой опыт, любовь к детям и естественное желание видеть как можно больше счастливых людей».
Думают, что она права
На защиту Ларисы встали многие офицеры и солдаты вооруженных сил. Они считают, что она права, а позиция Константина твердолобая и устаревшая.
Лейтенант Григорий Монастыренко пишет: «Каждый муж должен гордиться тем, что его жена разделила с ним все тяготы и риски войны. В шинели и сапогах прошла она через белорусские болота и морозные снега Ленинградской области, сражаясь за честь своей страны, мужа и семьи. Что может быть ценнее этого?».
В других письмах между строчек читается скрытый упрек Ларисе за то, что ее чувства к мужу, очевидно, поменялись задолго до возвращения домой. Авторы таких писем не могут найти другого объяснения резкого разрыва отношений вскоре после воссоединения. «Это значит, что ваша любовь не прошла испытания разлукой: нет основания винить мужа в том, что ваши чувства изменились», — пишет инженер Шилов.
С особенным пылом молодые читатели обсуждают равенство полов. Они пишут, что в браке должно торжествовать безусловное равноправие, и ни муж, ни жена не должны утверждать свое превосходство. Счастливые браки основаны исключительно на взаимном уважении и понимании.
Не менее жаркие дискуссии вызывает и вопрос места женщины в семье, возможности сочетания независимости и обязанности хранить домашний очаг. Многие молодые люди соглашаются с тем, что идеальная жена должна эффективно вести домашние дела и вместе с тем принимать активное участие в общественной жизни.
Виктор Борисов, инженер из Сухуми, пишет о своей жене, которая служила в ВВС во время войны. После демобилизации жена Борисова с радостью вернулась домой к семье, и наконец после долгого перерыва жизнь в их заброшенном хозяйстве снова наладилась. «Я тоже сочетаю труд на заводе с партийной работой, но дома ни я, ни моя работающая жена не считаем домашние заботы ниже своего достоинства».
Многим читателям кажется, что Лариса могла спровоцировать отчужденность мужа тем, что хвалилась своей воинской доблестью. Никто не сомневается в ее праве гордиться службой стране, но в личной жизни ей стоило бы вести себя скромнее. Читатели замечают, что счастье приходит только в те семьи, которые построены на прочном фундаменте любви и такта.Григорию Сучкину из Мурманской области кажется, что Лариса просто «не домашняя», поэтому и не хочет связывать себя семьей. Она прошла войну, боролась и страдала, а сейчас хочет получать удовольствие от свободной и независимой жизни. Но у ее мужа другие желания. После тягот и лишений фронтовой жизни ему хочется домашнего уюта. Его мать, заботившаяся о внуке долгих четыре года, тоже с нетерпением ждала возвращения Ларисы такой, какой она ее знала. Ее разочарование в изменившейся Ларисе тоже повлияло на размолвку.Сложно сказать, сколько молодых людей одобряют, а сколько осуждают Ларису в своих письмах. Однако почти все они пишут, что если Лариса все-таки любит мужа, ей нужно сделать все возможное, чтобы наладить отношения, дать ему второй шанс. И только когда она будет абсолютно уверена, что совместная жизнь невозможна, разрывать брак. На необходимости сохранить семью сделали акцент все участники дискуссии.