На самом деле, я немало писал про Флот Империума, но тут появились ещё интересные мысли, так что я решил ещё немного порассуждать о том, кто, почему и зачем описал Имперский Флот именно так. Откуда, так сказать, «уши растут»…
Как мы все знаем (ну, кроме разве что тех, кто по какой-то причине заперся внутри «Гибельного Клинка»), наша любимая Вселенная вся состоит из отсылок, исторических параллелей и тому подобных вещей) – я даже пару текстов об этом написал. И Космический Флот Империума здесь исключением не является. Отсылок там тоже хватает…
Вот казалось бы, что мы вообще знаем о космическом Флоте? Ну, как я уже писал, писать про «наземку» намного проще – взял атаку из Первой Мировой (так раз, про криговцев писать хорошо!), или эпизод из Второй Мировой, из Вьетнама какого-нибудь – вот и очередная книга про Гвардию или про Астартес – и ведь немало книг примерно там и выглядят. Более того, некоторые сюжетные линии буквально прослеживаются, скажем так, через пропасть времени и пространства. А вот с Флотом как-то сложнее – не было пока что никаких «примеров для подражания», так как нет пока у Земли своего Космического Флота. Хотя…
И вот тогда те, кто пишет про Флот в «Вахе», решили… «А зачем нам придумывать то, чего нет, зачем лезть в какие-то дебри, если можно порыться в истории? Как говорится, отсылкой больше, отсылкой меньше!». И полезли они в самые мрачные и неприглядные страницы своей, британской, истории…
Все мы знаем, что некогда, Великобритания была Великой Морской Державой. «Империей, над которой никогда не заходит Солнце», как говорили они. Ну, сами знаете, колоний у них было не много, а… очень много. Разумеется, для того, чтобы всё это контролировать, да и просто, чтобы «доминировать, властвовать, унижать» на море, нужен был флот. Нет, даже не так. Нужен был Флот! И он у Великобритании был. Royal Navy , как называли его с тех незапамятных времён, когда корабли ещё были парусными, а единственной движущей силой был ветер. И вот оттуда, да ещё, может, и с добавлением Royal Navy из более поздней эпохи – например, времён Второй Мировой, в Атлантике, создатели «Вахи» и стали писать про Флот…
Ну вот, например, все мы знаем о том, что условия жизни для «низших чинов» на Флоте Империума, скажем так, немногим отличаются от рабских. Никакой санитарии, каторжный труд, издевательства по поводу и без, высокая смертность от так называемых «небоевых потерь». Всё это берёт своё начало как раз и парусного флота. Зачастую матросов туда вербовали очень интересным способом – просто напаивали в ближайшем к порту кабаке до бесчувственного состояния, потом тащили на борт, а потом, когда «тело» просыпалось, оказывалось, что до ближайшего берега уже далеко, а плавать «матросы» особо и не умели. Ну а потом… Хочешь-не хочешь, а работать придётся. Как говорится, «кто не работает, тот не ест», и «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». В ход шли все способы убеждения – плётка-девятихвостка, удары палкой и всё такое. И люди работали, так деваться было просто некуда…
Естественно, в «Ваху» это перенесли полностью. Матросов набирают из любого отребья (при этом, авторы склонны забывать о том, что со времён парусного флота прошло уже довольно много времени, и на кораблях немало работы, с которой «человек с улицы» просто не справится), относятся к ним соответственно, унижают и избивают на каждом шагу – можно вспомнить отрывок про Максима Борусу из «Часа казни» Гордона Ренни. Пример, знаете ли, очень показателен…
Только вот, как я уже отметил, в связи с этим есть и немало проблем. Когда на флот пришёл пар (то есть, появились военные пароходы), от людей, что там служили, уже требовалась определённая квалификация. Даже работать в кочегарке – было уже не просто «бери больше, кидай дальше». Ибо, если просто так делать – можно «поднять корабль на воздух» без всяких боевых действий. И это я не говорю про более сложные профессии на флоте. Там, где есть работа с техникой, нужна более высокая квалификация… Обученный матрос, это, знаете ли, уже не просто «эй ты, как там тебя!», это ресурс, к тому же, весьма ценный. Хотя, если учесть, как Британское Адмиралтейство относилось к этому ресурсу, например, во время Второй Мировой… Можно ознакомиться с книгой «Корабль Его Величества «Улисс»». Роман, конечно, художественный, но, автор, что называется, «в теме»…
Вообще, кто-то может вполне логично возразить – но, на Флоте Империума полно работ, что не требуют высокой квалификации. Собственно, я даже могу сказать, что это за работы за такие – например, перезарядка «офигенно больших пушек». Да, авторы, что пишут про Флот (хорошо, что таких мало!). очень любят «смаковать», как при перезарядке «офигенно большой пушки», на рельсы, по которым везут снаряд, упал кто-то из палубной команды, и его раздавило (или разрезало) колёсами тележки. Вот просто жить без таких сцен не могут…
Я тут немного порассуждал о системах заряжания и прочего - ближе к концу..
Кстати, у меня есть теория, о которой я рассказывал на своём Youtube -канале, почему все эти орудия не имеют систем перезарядки – которая вполне себе вписывается в ЛОР Вселенной. Рекомендую, кстати, посмотреть…
А вообще, что касается именно «обитаемости» кораблей Империума, то это, извините, полный мрак. Для начала – огромные экипажи. И никто не думает – а чем, собственно, всю эту ораву кормить? Даже, если говорить о разного рода концентратах, то всё это надо где-то хранить. Нет, корабли, конечно, огромные, но не до такой же степени, чтобы там было место для запаса пищи на такое большое количество людей на большой срок – напомню, автономность у какого-нибудь «гранд-крейсера», или боевой баржи, очень и очень большая…
И, конечно же, ни один из авторов ничего не пишет о СЖО, о системах жизнеобеспечения. Тех самых системах, которые должны заниматься очисткой воздуха и воды, осуществлять сбор отходов жизнедеятельности. Например, можно полностью извлекать из них воду, очищать её для повторного использования (о чём в фантастике писали не раз), а то, что осталось использовать, например, для корабельной оранжереи, что занимается очисткой воздуха – поглощает углекислоту и вырабатывает кислород. Или хоть парой слов описать, например, какое-нибудь техническое решение по очистке воздуха… Просто, экипажи на самом деле огромные – на том же «гранд-крейсере» – до миллиона человек может быть. И все они, внезапно, дышат, пьют, едят, излучают тепло. И где про это? Увы, но параллели с Royal Navy ответа на эти вопросы не дадут…
Нет, с одной стороны понятно, что какой-нибудь условный матрос из палубной команды того же «Махариуса» о таких вещах может и не знать – по крайней мере, если он не работает на магоса, который отвечает за эти системы. Но вот командир корабля, как там его звали, на «Л», вроде бы, или его старпом, Хито Уланти, о таких вещах знать обязаны. И, кстати Хито Уланти даже в большей степени, ведь не зря говорят, что «старпом – собачья должность»… А в книгах, увы, этого нет… И это – печально. Просто, с одной стороны, наверное, здорово читать, как корабли «утюжат» друг друга, или планету какую-нибудь, а с другой, мой внутренний «Станиславский», постоянно кричит: «Не верю!». И, наверное, он прав…
С Вами был Алексей Аряев. Спасибо, что подписываетесь на мой канал и поддерживаете меня в это тяжёлое для меня время. Есть такое предложение: у меня есть канал на Youtube - один , где раньше я рассказывал про автомобили (но теперь основная тема - обзоры книг и "Беседы о Вахе"). Ещё можно подписаться на меня на Boosty , где я тоже буду выкладывать ролики и свои тексты - по "Вахе" и обзорам книг. Так что - проходим, подписываемся и поддерживаем каналы Вашими "Королевскими лайками". Сейчас, когда выплаты сильно упали, помощь читателей была бы очень кстати...