каждый умный человек, читая очередную историю про мошенников, наивно полагает, что уж с ним такого никогда бы не случилось. К сожалению, это не так: обманщики используют такие приёмы, чтобы разум вы задействовать не успели. Две истории из этой статьи — лишь маленькая часть того, что мне рассказали читатели. В конце попросила психолога их разобрать и прокомментировать.
История 1. Мы на вас потратили столько времени, вы не можете просто взять и положить трубку!
Год назад мне позвонили из «службы поддержки СберБанка». Спросили, подавала ли я заявку на кредит. Когда я слышу «заявка на кредит», мне становится беспокойно, потому что я не люблю кредиты. Я расстроилась и спросила: «И что же мне сейчас делать? Давайте я напишу в чат». Но на том конце провода пообещали решить проблему быстрее и тут же переключили на менеджера.
Всё было очень реалистично: слышно, что человек находится в офисе + звук, что меня действительно переключают. Менеджер спросил, есть ли у меня счета в других банках. Я сказала, что есть в Тинькофф. Тогда мне ответили, что мой счёт в этом банке тоже под угрозой. Я снова предложила написать в чат, но менеджер убедил меня, что надо решать вопрос быстрее, и пообещал, что сейчас сам свяжется со службой безопасности Тинькофф.
Звонок — теперь уже из Тинькофф — поступил незамедлительно. Менеджер сказал, что с ним связался его коллега из СберБанка, они вместе разбирают мой случай, и что мой счёт в Тинькофф тоже скомпрометирован. Я испугалась ещё сильнее, потому что там у меня лежало ещё больше денег.
А дальше произошло следующее. Я сказала, что всё-таки напишу в чат и самостоятельно заблокирую свои счета/карты, чтобы с них ничего не украли. И тут внезапно менеджера как подменили. Если раньше его тон был доброжелательным и интеллигентным, то сейчас он начал на меня давить и наезжать. Он сказал: «Так никто не делает, мы на вас потратили столько времени, вы не можете просто взять и положить трубку!».
Это меня окончательно отрезвило. Я положила трубку, написала в чат обоим банкам. И узнала, что до этого полчаса разговаривала с мошенниками. С тех пор на протяжении года мне стабильно звонят 1-2 раза в неделю. Видимо, я отмечена в базе, как «наивный» клиент(
История 2. Назовите код из смс роботу — это безопасно
Всё произошло очень быстро. Мне позвонили якобы из СберБанка, спросили, перевожу ли я прямо сейчас деньги такому-то адресату в таком-то городе. Я ответила: «Нет».
А мне сказали: тогда надо срочно спасти ваши деньги от мошенников, для этого перевести их на какой-то альтернативный счёт с охраной. И я вроде бы чувствую, что что-то не так, но мне приходится постоянно отвечать на их вопросы (чаще «да/нет»), и мой мозг не успевает включаться. Нет времени подумать об адекватности происходящего.
В итоге я сама даю им данные своей карты. Они говорят:
— Сейчас вам придёт смс, там будет код.
— Подождите, как я скажу вам код, откуда я знаю, что вы вообще из СберБанка?
— Ну как же, смс придёт с номера 90, это номер СберБанка (хотя на самом деле номер СберБанка 900).
Причём «сотрудник банка» заботливо говорит, что он не имеет права узнавать мой код, поэтому мне нужно назвать этот код роботу, на которого меня переключили. Я называю код из смс — и деньги уходят.
В ту же минуту я осознаю, какого чёрта сейчас сделала. Я была просто в шоке от того, что произошло. Была уверена, что уж я-то никогда в жизни не попадусь на такое. Такое ощущение, что меня гнали по какому-то скрипту и просто не давали времени опомниться. Это всё ужасно неприятно. Вроде бы я умная женщина, бизнесвумен, но в такой ситуации чувствуешь себя полным идиотом.
Елена Кухтерина, психолог, коуч, кандидат социологических наук:
«Информации о мошенниках сегодня много, но почему-то часто срабатывает убеждение: «Со мной этого случиться не может, это происходит с кем-то другим — наивным, старым и пр., но не со мной, ведь я особенный».
По этим историям заметно: мошенники часто используют манипулятивные техники. Слова-триггеры обычно — банк, кредит, банковская карта, кредит, счёт и СРОЧНО. Это попытка оказать на вас давление и принудить к мгновенному решению. А ещё мошенники умеют интриговать и задействовать ваше любопытство: человеку становится интересно, чем это закончится, поэтому многие не сразу кладут трубку и продолжают разговор.
Как можно защититься от мошенничества: задавайте проясняющие вопросы собеседнику, останавливайте разговор — это вы должны вести диалог, а не вас вести по подготовленным скриптам. Во всех спорных ситуациях всегда сами перезванивайте, выясняя вопрос по телефонам, указанным на банковской карте или официальном сайте».
От себя лично могу посоветовать пройти серию тестов в приложении СберБанк Онлайн (в разделе Настройки - Безопасность) — например, “Распознай мошенника” или “СМС вызывает стресс” .
А на сайте СберБанка можно пожаловаться на обманщика и указать его номер телефона, а ещё прочитать о самых распространённых «сценариях разговоров» — чтобы на них никогда не попасться.