Найти тему
Энергия+

Чем смазывали технику во время Великой Отечественной войны и после нее

В предыдущей публикации мы рассказывали вам о том, чем человечество смазывало механизмы вплоть до Второй мировой войны и как российские нефтяники учились изготавливать первые масла. Продолжение этой истории посвящено более современным технологиям производства смазочных материалов. Узнайте, как росли требования к качеству масел и какое применение им нашли в СССР.

Сравнительно количество погонов масел и остатков (гудрона), полученных из мазута
Сравнительно количество погонов масел и остатков (гудрона), полученных из мазута

В первые месяцы войны положение с обеспечением вооруженных сил горюче-смазочными материалами складывалось весьма непростое. Были эвакуированы в восточные районы страны Одесский, Херсонский, Бердянский крекинг-заводы, Туапсинский нефтеперерабатывающий завод, перебазированы Ростовский и Московский нефтемаслозаводы. На базе перемещенного оборудования начали строиться нефтеперерабатывающие заводы в Сызрани, Краснокамске, Перми, Красноводске, Куйбышеве, Гурьеве, на станции Винновская в Узбекистане. Блокада наступающими немецкими войсками заводов на Апшеронском полуострове и в Грозном вывела на стратегическую позицию в обеспечении нужд фронта Орский завод им. В. П. Чкалова. Каждая третья тонна масел для боевой техники Красной армии была произведена на Орском НПЗ.

Без остановки работал легендарный Константиновский завод, где были внедрены технологии производства новых высокоплавких и низкозастывающих, специальных консистентных смазок. На заводе им. 26 Бакинских Комиссаров в Горьковской области в короткие сроки было создано производство снарядной, танковой и пушечной смазок. Для промышленных предприятий был освоен выпуск смазочно-охлаждающей жидкости — эмулсиола. Использовала продукцию Константиновского завода даже пищевая промышленность — при недостатке пищевых жиров на хлебзаводах Верхнего Поволжья в процессе выпечки хлеба использовалось «хлебное масло» из дистиллята, полученного при перегонке небит-дагской нефти.

Перебои с поставками необходимых для производства ГСМ компонентов заставляли нефтепереработчиков искать нестандартные пути решения проблем, демонстрировать настоящее инженерное творчество. Например, на Бакинском НПЗ в связи с прекращением поставок серной кислоты и едкого натра выпуск автолов обеспечивался за счет обработки автолового дистиллята местной известью с последующей фильтрацией. Заменитель получил название омыленного автола и вполне успешно использовался на автотранспорте.

В целом за годы Великой Отечественной войны нефтяная промышленность страны произвела около 2 млн тонн смазочных масел. При этом значительную часть потребностей в высококачественных авиационных смазочных маслах все же восполняли поставки из США и Великобритании по системе ленд-лиза.

Завод Нобелей в Баку
Завод Нобелей в Баку

Технологическое продвижение

Масштабный процесс восстановления и модернизации действующих установок по выработке смазочных материалов, развернувшийся в первую послевоенную пятилетку на нефтемаслозаводах страны, обеспечил почти 50%-ное увеличение мощностей. Обстоятельное исследование свойств нефти Волго-Уральской провинции позволило разработать новые эффективные технологии переработки парафинистой и высокосернистой нефти и производства из такого сырья смазочных материалов. По материалам опытно-конструкторских работ Грозненского НИИ в 1949 году трест «Грознефтепроект» спроектировал промышленную установку одноступенчатой деасфальтизации гудрона, а в 1952-м процесс пропановой деасфальтизации при получении остаточных масел впервые в СССР был реализован в промышленных масштабах на Новокуйбышевском НПЗ. В последующие два года установки деасфальтизации были введены в эксплуатацию на Грозненском, Бакинском и Ново-Уфимском нефтеперерабатывающих заводах.

В 1954 году на базе ЦИАТИМа, Всесоюзного научно-исследовательского института газа и искусственного жидкого топлива и Всесоюзного научно-исследовательского института по транспортировке, хранению и применению нефтепродуктов был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт по переработке нефти и газа и получению искусственного жидкого топлива (ВНИИ НП). Первым серьезным достижением нового отраслевого центра стало проектирование промышленной установки двухступенчатой деасфальтизации гудрона пропаном. В последующие несколько лет эти высокопроизводительные установки маслоблока были построены и введены в эксплуатацию на Новокуйбышевском, Ново-Уфимском, Омском и Орском нефтеперерабатывающих заводах.

Мазутные ямы, Баку
Мазутные ямы, Баку

В то же время вместе с улучшением технологии производства смазочных масел росли и требования к ним, что заставило отечественных химмотологов разрабатывать различные функциональные присадки к маслам, которые понижали температуру замерзания или застывания, улучшали вязкостные свойства, повышали антикоррозийные, антипенные характеристики. Кроме того, были созданы многофункциональные комплексные присадки, например АзНИИ-4, которые повышали термическую стабильность и маслянистость масла и устраняли образование отложений в двигателе и коррозию подшипников.

Следующим важным этапом в развитии масляного производства в СССР стала разработка и внедрение процесса гидроочистки масел. В 1959–1963 годах ученые ВНИИ НП провели исследования каталитической доочистки смазочных масел в присутствии водорода (гидроочистка) взамен контактной обработки их отбеливающими глинами. Результаты этой научной работы послужили основой для проектирования «Гипрогрознефтью» крупной промышленной установки гидроочистки масел Г-24. Впервые в СССР процесс гидроочистки смазочных масел был осуществлен в 1961 году на Новокуйбышевском НПЗ. Рост капитальных затрат в два раза на сооружение установки гидроочистки окупался за счет экономии по сравнению с процессом контактной очистки в течение двух лет.

Серьезный шаг в повышении качества масел был сделан в 1975 году с вводом в эксплуатацию на Грозненском нефтемаслозаводе и Кременчугском НПЗ высокопроизводительных промышленных установок Г-37 селективной очистки масел фурфуролом. К концу 1975 года более 80% всех смазочных масел на отечественных нефтеперерабатывающих заводах производилось с применением избирательных растворителей.

В 1978 году институт «Грозгипронефтехим» спроектировал комбинированную установку депарафинизации и обезмасливания Г-39/40, после чего создание укрупненных комбинированных установок стало генеральным направлением технической политики Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Комбинированные установки во многом остаются основой отечественного производства масел и сегодня.

Оператор Московского нефтемаслозавода работает на установке для получения сверхчистых смазок, 1971
Оператор Московского нефтемаслозавода работает на установке для получения сверхчистых смазок, 1971

Фактор технологичности

Распад Советского Союза и запуск процесса приватизации промышленности привел к переходу нефтеперерабатывающей отрасли в структуру крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. При этом масляное производство оказалось на последних ролях. В страну мощным потоком хлынули смазочные масла крупнейших транснациональных и международных нефтяных компаний, обладавших объективными преимуществами перед отечественными продуктами. В статистике производства это отразилось уже очень скоро. В 1995 году в России было впущено 2,5 млн тонн масел и 56,9 млн тонн различных смазок. Для сравнения: в 1986 году эти показатели составляли 7,66 млн тонн и 339 млн тонн соответственно. Даже с учетом отделения от российского рынка экономик стран СНГ провал очевидный.

Сегодня специалистам понятно, что созданный более трех десятилетий назад комплекс мощностей по производству масла устарел и требует коренной модернизации. В то же время с каждым годом растут требования к качеству моторных масел. В связи с этим все большее значение приобретает производство стабильных высокоиндексных базовых масел, обеспечивающих хорошие пусковые свойства, необходимую вязкость при рабочих температурах и, что весьма важно, высокую приемистость к пакетам многофункциональных присадок.

Заинтересовала тема? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.

У истоков нефтехимии: пять крупнейших открытий российских ученых
Чем отличаются современные масла от тех, которые заливали в двигатель 25 лет назад
Все о темной стороне нефтепереработки

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц