Администрация Калининграда предложила построить подземный пешеходный переход на пересечении Московского проспекта и Литовского вала, на стороне Закхаймских ворот. По этому поводу, в рамках обсуждения изменений Генплана, горожане могут высказаться на сайте мэрии (для физлиц, для юрлиц) либо в МФЦ на площади Победы.
По мнению властей, это единственный способ разгрузить поток автомобилей. Однако опыт других городов показывает, что так проблему решить не удастся. Более того, подземный переход — самый дорогой способ создать массу новых трудностей и, максимум, перенести пробку до следующего перекрестка.
О последствиях такого решения РБК Калининград рассказал российский урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман.
Неудобно для каждого
Во-первых, если делать в этом месте подземный переход, то придется долго заниматься археологией и отнимать много места у автомобилистов. Этот процесс станет причиной еще больших пробок в течение двух-трех лет. Это нужно четко осознавать. Для самих же автомобилистов это окажется минусом.
С точки зрения общей городской мобильности, любой подземный пешеходный переход — это трата огромных денег для того, чтобы сделать город неудобным априори для каждого.
Если посчитать, сколько в городе маломобильных жителей, то получится одна треть. Это мамы с колясками, пенсионеры, дети и так далее. Для всех них любая ступенька создает барьер.
Стоит немерено, бесит моментально
Подземные пешеходные переходы в развитых городах мира не строят последние полвека. Потому что они дорогие и бесполезные. Бюджет, который город думает потратить сюда, чтобы сделать всем хуже, можно пустить на 30-40 мелких, но нужных объектов, и сделать что-то стоящее. Начиная от простой велоинфраструктуры и перекладки коммуникаций, заканчивая подсветкой 20-30 пешеходных переходов или модернизацией светофоров.
Справка:
О планах строительства подземного перехода у Закхаймских ворот речь идет как минимум с 2017 года. Тогда об этом заявлял губернатор Антон Алиханов: «Очень много мест, в том числе на пересечении с Литовским валом, потребует строительства подземных или надземных пешеходных переходов, чтобы хоть как-то разгрузить дороги».
Уже в ноябре 2020 года губернатор озвучил стоимость строительства объекта — один миллиард рублей. Обсуждался вариант государственно-частного партнерства, когда инвестор выделяет средства с последующим получением денег. Высокая стоимость сложилась в связи со сложной гидрологией и близостью объектов культурного наследия.
Здесь, видимо, исходят не из удобства для пешеходов и безопасности, а просто, скорее всего, идет какое-то строительное лобби. Потому что сумма большая и такие проекты строителям нравятся.
Системная ошибка как причина пробок
В данном случае думают не о безопасности или удобстве города для всех, а просто о пропускной способности перекрестка. Это стратегическая проблема: у нас не понимают, что причина пробок не пешеходы или светофоры. Пробки появляются когда слишком много автомобилей. Когда люди ими массово пользуются для ежедневных поездок по городу.
Именно поэтому любой уважающий себя город делает приоритет для пешеходов, велосипедистов и развивает общественный транспорт. Чтобы люди оставили машину дома, а на работу поехали на общественном транспорте. Если не решить эту проблему, то пробок в любом случае будет больше. Даже закапывая пешеходов под землю, проблему не решить. Важно, чтобы в городе были специалисты, которые это понимают, и политики с чиновниками, которым это все объяснили.
О том, что ждет дороги и транспорт областного центра в ближайшие годы, РБК Калининград поговорил с главой комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры администрации города Олегом Кутиным. Читайте здесь.
Разгрузить поток можно только системно. Вместо того, чтобы пытаться поспеть за потоком, который постоянно растет, нужно его перераспределять. Это то, что работает уже во многих городах, в том числе, в российских. Нужно вкладывать деньги в общественный транспорт и другие альтернативы.
Самое лучшее, что можно сделать, — нарисовать линию общественного транспорта и вернуть наземный переход. Да, люди в машинах будут стоять чуть дольше, но появится быстрая и надежная альтернатива. Постепенно, горожане начнут выбирать общественный транспорт вместо машин. За счет этого получится разгрузить улицы.
Автор
Антон Резниченко
Больше новостей на РБК Калининград
Подписывайтесь на канал