Здравствуйте, дорогие друзья!
У нас сегодня - в очередной раз - не самый радостный повод для выпуска. 18 февраля 2021 года скончался прекрасный советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР Андрей Васильевич Мягков. Ему было 82 года.
Давайте начнём с одной цитаты покойного, который был весьма неглупым человеком:
Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было своё лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нём американскую физиономию.
Андрей Васильевич в последние годы, в отличие от коллег, сторонился светской жизни, редко выступал в прессе и давал интервью. И вот он умер; траурные речи прозвучали скупо, холодно и глухо. В крупных изданиях дежурно вспомнили "Иронию судьбы" и "Служебный роман". Патриарх Кирилл похвалил за скромность. Никита Михалков назвал покойного "хулиганом" и похвалил за "безупречные роли".
Более-менее приличную статью об актёре написал модный кинокритик Антон Долин. Этот текст, вышедший на "Медузе", был немедленно переведен на китайский, опубликован на ведущем киносайте Douban (это такой китайский Кинопоиск, только намного больше - там еще и книги, и много чего) и тут же разошёлся по китайскому интернету.
Почему я выделяю текст Долина? Потому что ему, как и мне, не очень нравится, что память об ушедшем актёре намертво связывают с фильмами Э.А. Рязанова. Более того. Великий Георгий Товстоногов говорил, что кино все обирает актёра, что-то отнимает у него. Мне кажется, что шумный успех в "Иронии судьбы" и "Служебном романе" сыграли с актёром злую шутку. Если бы не было трогательного мямли Новосельцева, советское кино многое бы потеряло,. Но, возможно, сам Мягков кое-что приобрел, сыграл бы ещё две-три роли, подобные его Алеше Карамазову или Алексею Турбину.
Между "Иронией судьбы" и "Служебным романом" Андрей Васильевич снялся в главной роли в замечательной картине В. Басова "Дни Турбиных". Эта была роль "в глубину", как говорят актёры, попытка "игры нутром". И это было очень сильно; выражаясь языком советской прессы, "в образе Алексея Турбина видится трагедия сильной личности". Стоит вспомнить эту работу - она лучше, точнее, интереснее. Она намного ближе к искусству, чем кривляния пьяненького Жени Лукашина.
Я бы не назвал Андрея Мягкова ни великим, ни гениальным киноактёром: в кино он не создал ни одной работы, пробившей потолок в искусстве.
Но это был актёр талантливый, серьёзный, глубокий, умевший создать сложный, интересный характер. Ему просто не повезло в кино - не встретился режиссёр, который бы дал сыграть ему Короля Лира. Ведь он смог бы. Он же превосходно играл в театре. Посмотрите спектакль "Современника" "На дне" в постановке Г.Б. Волчек: Мягков играет там Барона. Барон - тяжелая, "расстрельная" роль; всем понятно, как играть Актёра или Сатина, а как играть Барона, как играть достоинство, которого нет? Барона играл Качалов, Барона играл Массальский... И Мягков в этой роли выглядел, по крайней мере, глубоко и интересно.
Великий О.Н. Ефремов давал ему главные роли в своих поздних постановках "Чайки" и "Дяди Вани" - и это тоже было очень интересно.
Не только Лукашин, не только Новосельцев! Не только "Если у вас нету тёти!", не только маска недотёпы, которую, впрочем, он носил с большим умением.
Лучшей ролью в кино А.В. Мягкова я бы назвал Алёшу Карамазова. А моя любимая из его ролей в кино - это его главная роль в фильме "Гроссмейстер", единственном (!) в СССР фильме о шахматах. Недавний модный американский сериал The Queen's Gambit показал, что играть шахматистов, не будучи шахматистом, ужасно трудно - получается натужно, неестественно и глупо. А Андрей Мягков делал эту роль очень достоверно.
А вообще у него 37 ролей в советском ки но: от молодого Ленина в фильме "Надежда" (1973) до зубного врача. Про зубного врача скажем отдельно. Это первый фильм Андрея Мягкова, картина Элема Климова "Похождения зубного врача". Это фильм несоветский, но местами - чудовищно талантливый. Там прекрасные песни в исполнении Алисы Фрейндлих. Мы очень советуем его посмотреть.
Есть ещё два фильма с участием А.В. Мягкова, которые я бы очень порекомендовал к просмотру. Это "Послесловие" - один из поздних шедевров Марлена Хуциева (1983) и советский трехсерийный детектив А. Муратова "Гонки по вертикали" (1982) . В "Послесловии", глубокой психологической драме, Андрей Мягков играет роль преуспевающего учёного, столкнувшегося с собственной душевной пустотой. Играет так, как будто больше всего хочет, чтобы потомки запомнили не с кружкой пива в бане, а именно таким - именно в этой трагической роли.
В этом небольшом видео, сделанном поклонниками артиста, даны эпизоды из разных фильмов с участием Андрея Васильевича. Но музыка Бетховена и последние эпизоды - именно из "Послесловия".
Андрей Мягков ушёл, но его прекрасные работы в театре и кино остались с нами навсегда! Вечная память прекрасному артисту.