«Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мф. 19: 5-6).
Брак в христианстве имеет очень большое значение. Союз мужчины и женщины подобен союза Христа и Церкви: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25). В жизни у человека есть два пути: монашеский путь и путь вступления в брак. И оба пути благословлены Богом. «Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо твёрд в сердце своём и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своём соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.» (1-е Кор. 7: 36-38). Брак — это очень ответственный шаг, так он заключается на всю жизнь, как заповедал нам Господь в Евангелии. Разводы позволительны только в крайних случаях. «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят, Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.» (Мф. 19: 9-11). Поэтому при вступлении в брак стоит задуматься о выборе второй половины и подойти к этому вопросу серьёзно. Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).
При выборе жениха или невесты христианину стоит выбирать супруга того же вероисповедания и скрепить брачный союз Таинством Венчания, которое проводится Православной Церковью. Любовь между мужчиной и женщиной в браке – это жертвенная любовь, в которой муж и жена также призваны исполнить заповедь Божию «возлюби ближнего твоего, как самого себя.» (Мк. 12: 31). Так и Апостол Павел говорит, что: «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.» (Еф. 5: 28-33). Муж и жена в христианском браке призваны заботиться не о себе, а друг о друге, уступать друг другу и думать больше не о своих интересах, но о интересах друг друга: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.» (1-е Кор. 11: 8-9). Отношения мужа и жены в христианском браке подобны отношению Христа и Церкви. Христос умер за Церковь, тем самым, явив жертвенную любовь к Ней, и Церковь также делает всё для Христа, жертвуя Собой, Церковь во всём послушна Христу, также и жена должна быть послушна мужу. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова.» (Еф. 5: 22-26).
Брак – это нелёгкий крест, в котором муж и жена должны проявить терпение, смирение перед друг другом и воспитать детей достойными христианами, тем самым исполнить самую главную заповедь Любви к Богу: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10: 27). Брак заключается в Боге между христианами, а потому выполняя заповеди и повеления Божии о христианском браке, супруги являют любовь к Богу. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.» (1-е Кор. 11: 3).
Какая же должна быть девушка истинная христианка? Если в мире в девушках ценится внешность, карьера и другие внешние факторы. То девушка-христианка больше представляет собой сказочной образ золушки, например, кроткой, смиренной, терпеливой, милосердной, послушливой, любящей, целомудренной, доброй ко всем, отзывчивой, мудрой. И в этом настоящая красота христианки. Как говорит Апостол Пётр: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.» (1-е Петра 3: 1-6). Наверное, золушка являет собой образ настоящей христианки, которая была кроткой, милосердной, терпеливой, смиренной и была всем рабой служила всем, была меньшей, но вышла замуж за принца и стала принцессой, как в Евангелии Господь говорит: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» (Мф. 20: 26-28). В этом заключается её мудрость. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» Народная пословица. Это, такой, своего рода образ Царства Божия, которое нашла золушка. «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.» (Мк. 4: 30-32). Другой сказочный образ – это образ старухи, из сказки «Золотая рыбка», которая хотела очень много, не слушалась мужа, а, наоборот командовала им и в, итоге, осталась у разбитого корыта. «Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.» (Притча: 19: 13-14).
Милосердие также очень важное качество для девушки, желающей вступить в брак. Вспомним библейское повествование о том, как Исаак нашёл Ревекку. Именно доброта и милосердие Ревекки помогли ей выйти замуж за Исаака. Авраам отправил своего слугу искать жену своему сыну Исааку: «и сказал (слуга): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим. Ещё не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин её на плече её; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его. (Быт. 24: 12-20). Также в этом повествовании отмечаются такое качество Ревекки, как целомудрие, которое тоже очень важно для девушки, так как вступление в интимные отношения до брака – это смертный грех. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.» (1-е Кор. 6: 15-18). Очень важно знакомство с родителями, чтобы узнать семью своего будущего супруга.
Мужья должны соответствовать образу христианина. Как Христос возлюбил Свою Невесту – Церковь, также любить и заботиться о своих жёнах, защищать их, заниматься воспитанием детей. «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.» (1-е Петра 3: 7).
В целом же, христианский брак строится на взаимной жертвенной любви, уважении друг к другу, терпении недостатков друг другу и смирении пред друг другом: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» (Гал. 6: 2).