В 1966 году автозавод имени Лихачева расположенный в Москве начинает производство автомобиля предназначенного в первую очередь для нужд Советской Армии, но этот автомобиль получил популярность не только на службе, но и на гражданке.
ЗИЛ-131 получился действительно шикарным, мощным и неприхотливым в обслуживание, а это именно то что было нужно Советской Армии и рабочему классу.
ЗИЛ-131 был заменой морально устаревшего ЗИЛ-157, грузовой автомобиль получил отличную ходовую, которая по проходимости даст фору многим грузовикам и сейчас. Самая трудоемкая и объемная в плане производства деталь была шасси Зила, все благодаря тому что на данную базу можно было смонтировать огромное число специального оборудования.
На шасси ЗИЛ-131 производили топливозаправщики, автоцистерны, маслозаправщики, а для армии были созданы кузовы-фургоны или просто Кунги .
Некоторые грузовики на шасси ЗИЛ-131 уже с завода обладали массой выше официально разрешенной, в качестве примера можно привести мобильный аэродромный агрегат АПА-50М служащий автономным источником питания (аккумулятор на колесах) с массой 10950 кг, хотя максимально разрешенная полная масса по заводу была на 765 кг меньше. Другая модель аэродромного агрегата АПА-35-2 имела еще большую массу в 11370 кг.
За счет огромной несущей способности шасси и нового двигателя, на ЗИЛ-131Н в отличие от других ЗИЛов устанавливали даже бурильно-крановые установки БКМ-313.
В 1986 году производство ЗИЛ-131 закончилось, но лишь для того, чтоб начать производство еще более хорошего грузовика ЗИЛ-131Н. По сути новый ЗИЛ отличался лишь более мощным модернизированным двигателем ЗИЛ-508.10. На нем была увеличена степень сжатия, что позволило заправлять грузовик топливом более хорошего класса – А-76 и АИ-93. Восьми цилиндровый V-образный двигатель обладал мощностью в 150 л.с., но и потреблял при этом в зависимости от установленного на шасси агрегата, на 100 км. уходило от 35 литров и выше.
С каждой стороны грузовика стояло по 170 литровому баку, запас хода составлял около 630 км. На ЗИЛ-131 предназначенных для армии было множество удобных систем: подкачка или стравливание воздуха с колес на ходу, переключение между топливными баками, понижающая коробка передач. За счет пневматической установки возможно было использовать множество пневмоинструментов, которые подключались в систему автомобиля через специальный разъем.
Для дезактивации автомобиля после проезда зараженных мест использовалось специальное моющее оборудование, работающее за счет давления выхлопных газов из выхлопной трубы. Получалось что-то похожее на современные мойки самообслуживания. Салон получился без излишеств, но комфортным. Был установлен гидроусилитель руля, привод включения переднего моста был электропневматическим, включался всего лишь переключением тумблера на приборной панели .
Полное прекращение производства ЗИЛ-131Н закончилось лишь в 2002 году, позже завод имени Лихачева ЗИЛ-131 начал производство достойного наследника – ЗИЛ-4334. Если Вам интересен приемник ЗИЛ-131Н поставьте свой большой палец этой статье, тогда в следующей статье мы рассмотрим новшества и достижения инженеров разработающих ЗИЛ-4334.
Многие столкнулись с этим автомобилем в армии, где ЗИЛ-131 был как "строевая" машина, а кому-то повезло управлять таким зверем по службе. А приходилось ли Вам ездить на ЗИЛ-131, чем Вам запомнилась эта машина?
Если статья Вам понравилась подписывайтесь на канал и поставьте лайк. Это очень поможет каналу! Делитесь своими комментариями под статьей, возможно я упустил что-то важное, дополняйте статью своими знаниями! Всех благ и удачи!
Заходите на канал RetroAuto.