Найти тему
ЦенитеПомидорки

Социальные сети

Очень интересная статья, настолько, что я решил ей здесь поделиться. Мне нравится эта тема, и думаю, что в будущем мы к этому придём обязательно. Так, или иначе, но это очень удобно. Я до этого не размещал на своём канале чужие мысли, но тут всё сказано очень грамотно, и добавить нечего, а переставлять буковки, чтобы сделать текст оригинальным, не вижу смысла. Найти автора можно на ФБ по фамилии и имени, очень интересно пишет, рекомендую моим здешним читателям в плане общего развития.

Картинка из свободного доступа
Картинка из свободного доступа

И да, мне будет интересно ваше мнение по данному вопросу!

Авто Владимир Невейкин

Что ждёт социальные сети (в том числе российские)

Западные социальные сети обречены проиграть конкуренцию так как социальные сети Поднебесной ушли далеко вперед от западных: если традиционные западные социальные сети вроде Facebook — это про «поболтать» и «излить душу», то китайские сети целиком и полностью завязаны на коммерцию и практически неотделимы от нее. На Западе вершиной технологий считается, если после просмотра какого-либо контента или упоминания о чем-либо в посте или в переписке у вас в ленте появляется реклама подходящего товара. В Китае невероятно умные алгоритмы погрузят вас в нужную тему так, что вы и не заметите. Это не бросается в глаза. Тому, конечно, способствует общий настрой. Скажем так, дух общества. Все разговоры так или иначе крутятся вокруг «купи-продай». Даже если человек постит вроде бы нейтральный контент «о милых котиках», то на самом деле он зарабатывает лайки и подписчиков, чтобы продать себя брендам и стать инфлюэнсером. Наряду с изощренными технологиями — тут же и самые примитивные. Стоит зайти в социальную сеть, как тут же в личке появляются люди, стремящиеся тебе что-нибудь втюхать. «Слышал, вы интересуетесь судьбой пингвинов в Антарктике. Проблема, в самом деле, очень серьезная. У нас есть что вам предложить». 90% телефонных звонков — это реклама, которую, естественно, все игнорируют.

Слияние сетей и сервисов колоссально изменило жизнь. Китайская социальная сеть — это твой паспорт, водительские права, твои деньги, заказы товаров, там вся твоя жизнь. Выходя из дома, не надо брать с собой ничего, кроме смартфона. Захотелось чашечку кофе — в голову не придет бежать в кофейню. Берете телефон, делаете заказ и максимум в течение 10 минут материализуется курьер. Если вы за это время передумали, то просто возвращаете напиток, и вам тут же возвращаются деньги. Соцсети в Китае создали высочайший уровень сервиса. Потребитель всегда прав, даже если, и в особенности если, он неправ.

Что такое WhatsApp? Это возможность отправить сообщение. Ах да, еще картинку, ссылку и даже позвонить. Подумать только. Что такое китайский аналог (хотя никакой не аналог) — WeChat? Это ваш универсальный портал доступа к внешнему миру, его услугам и развлечениям, товарам и путешествиям, волшебная лампа Аладдина по исполнению желаний и одновременно инструмент социальной персонификации и самоидентификации. Если у вас нет WeChat, то вы просто «вне общества», вас не существует для всех остальных ни «по жизни», ни «по бизнесу».

А что с западными соцсетями? Все как бы знают, что многие западные платформы ограничены в Китае. Доступ к ним воспрещен, и многие считают, что именно это не способствует их популярности. Отчасти, конечно, да. Но, положа руку на сердце, их функционал настолько беден по сравнению с WeChat и «Джифубао» (Alipay), что у меня есть серьезные сомнения, заметит ли кто-нибудь появление западных сетей в континентальном Китае, если ограничения отменят. Хотя и сейчас большой проблемы воспользоваться «запрещенными продуктами» в Китае нет. Достаточно установить один из множества VPN, и пользуйтесь на здоровье. Однако большого ажиотажа не наблюдается. Косвенным доказательством этому является тот факт, что китайцы в Гонконге и Сингапуре также все больше пользуются продуктами Tencent и Alibaba.

Взята из Яндекс картинки
Взята из Яндекс картинки

Как удалось этого достичь? Когда очередной Марк Цукерберг создает соцсеть или мессенджер, он с самым серьезным выражением лица создает именно соцсеть или мессенджер. Китайский продукт — это универсальность и интегральность, это блок, который мгновенно превращается во что угодно. Поговорить? Взять кредит? Заказать цветы? Оплатить круиз? Принять выручку компании? Сделать финансовый анализ? Выпить кофе? Купить автомобиль? Собрать милостыню в метро? Найти работу? Нанять на работу? Создать компанию? Заплатить налоги? И еще десятки как самых насущных, так и неожиданных сервисов. Вам как бы собрали в одном месте и удивительно складно соединили Букинг, Сбербанк, Яндекс, Amazon, Ресторан.ру, Госуслуги, Ozon, Facebook и далее по списку. Собственно, «поговорить» — только сотая доля функционала. Такая многослойность заложена в программный продукт изначально, на уровне идеи. Безусловно, ничего подобного на Западе нет, и совершенно закономерно, что китайский подход к социальным сетям постепенно захватывает внешний мир. TikTok — возможно, не лучший пример, потому что в США и в России с его помощью нельзя заказывать пиццу (а в Китае можно), хотя, с другой стороны, очень даже хороший. TikTok ментально — чисто китайский продукт. Впервые не западная страна диктует миру свои культурные стандарты. Это может колоссально изменить социальные связи в западном мире, а потом — и сам западный мир. Запомните мои слова.

А что с приватностью, что с системой социального рейтинга? Как раньше любили приговаривать в СССР, «по плану». Конечно, следят. Конечно, собирают информацию обо всем и о каждом (а с 1 февраля уже вполне официально). Кинул мусор мимо урны, не отсортировал, пошел на красный свет, полез без очереди — фиксируется все. Гигантские массивы данных обрабатываются и персонализируются. Многие видят так: стоит китайцу зайти в Сети куда не следует или тем более написать «неправильный» пост — и к нему тут же ломится полиция. Нет. По крайней мере, не сразу.

Китайцы заходят куда хотят, лайкают и пишут, что хотят, и никакой полиции к ним не приходит. Конечно, если после лайка человек идет бузить — другое дело. Но за лайк все-таки не наказывают. Я такого не слышал. Объявив о создании Великого Файервола, власти на деле сознательно оставили в нем широкие ворота. Китаец должен иметь возможность ходить на западные сайты за технологиями и знаниями. Позицию открытости всему миру никто не отменял.

Картинка взята из свободного доступа
Картинка взята из свободного доступа

Вообще, на Западе плохо поняли суть китайской системы социального рейтинга. Ее главной целью на самом деле является не слежка ради слежки или не слежка ради того, чтобы всучить товары и рекламу, как на Западе, — власти ставили задачу уйти от предвзятости в оценке того или иного человека. Вы хотите получить кредит. Система говорит вам: вы мусор не сортируете, старикам не помогаете, вот вам кредит по высокой ставке. А вы — хороший гражданин, вам дешевле. В конечном счете искусственный интеллект пытается построить меритократию, то есть систему, в которой хорошие люди поощряются за свои добрые дела немедленно, а не в отдаленном будущем или «в памяти потомков», «на небесах» и т.д. «Здесь и сейчас». Машина формирует твою карму. Ты можешь ее испортить, можешь исправить. Твой карьерный рост произойдет быстрее, если ты перевел бабушку через улицу, вот буквально так. А поскольку система едина для всех, то и чиновнику невозможно скрывать доходы, строить тайные виллы, даже просто быть грубым в быту. Рядовые китайцы видят, что меняться должны не только они, что правила едины для всех, и для власти тоже. В результате те, кто давно не был в Китае, удивятся переменам. Где хаос, где заплеванные улицы или безумный поток машин, игнорирующих зебру? За несколько лет от этого не осталось и следа.

Хотя, безусловно, власть использует систему в своих целях, сила системы в полной мере проявилась в пандемию, свидетелем чего я был сам. Меры были радикальными, но не раздражающими, поскольку — разумными. Если полицейский снимал маску даже внутри своего автомобиля, его немедленно наказывали, вплоть до увольнения. Если детям запрещали ходить в школу, они не могли также слоняться по торговым центрам или по улицам. Такого, что все обзавелись кодами, но толкутся в метро, конечно, и близко не было. В результате, если вы сопоставите смертность от пандемии с количеством населения в разных странах, то придете к выводу, что система социального рейтинга и, как говорят критики, тотальной слежки сохранила миллионы жизней.

Это и есть китайский подход: рациональность во всем, в том числе в цифровизации. Китай создал гибкую и невероятно сложную систему, потому что смог креативно соединить открытость с самодостаточностью.

Что думаете, друзья, по этому поводу?