Житьё в лесу
Мы сидим на скамеечке под сенью раскидистого дуба, выросшего возле дома Муравьёвых.
–Теплынь-то, нынче, какая, – восхищается ведренной погодой Роза Матвеевна.
– Да-а-а… бабье лето, – тихонько говорит Сергей Иванович, словно боясь спугнуть эту прелестную пору. – Вон глянь, как наши квартиранты оживились, – кивает он на окошко, под наличником которого соорудили гнездо осы. – Ишь, как разлетались. А давай подойдём поближе и поглядим, – обращается он ко мне.
Открываем калитку палисадника и, обходя клумбы с цветами, с опаской направляемся к окну. Ос много. Они мелькают перед нами, словно трассирующие пули: того и гляди заденут и вонзят своё жало.
– Ещё весной поселились, – уведомляет меня хозяин дома. – Сначала они устроились под тесовой обшивкой. Зная, что такое соседство к добру не приводит, щель, куда осы залетали, я заделал деревянной пробкой, и подумал, что с этими тварями покончено. Ан, нет, выбрались оттуда через подпол и проникли в избу. Обнаружили мы их только тогда, когда собравшийся рой истерично жужжал на окошках и бился о стёкла. Пришлось открывать створки и выдворять непрошеных гостей наружу. Так они теперь облюбовали для гнезда пустоту за наличником. Хотел было выдворить их и оттуда, но супруга сказала, – пущай живут. Вот я и смирился.
Супругов Муравьёвых я навещаю часто. Говорим о грибах, ягодах, много ль в реке рыбы и какие звери водятся в их крае. Деревня Горки, где они жительствуют, находится в десяти километрах от Деулина. От большого мира она отрезана бездорожьем. Добраться сюда зимой, как впрочем, и в распутицу, и после дождей можно разве что на тракторе – грязь выше колена. И только летом дорога бывает покладистой, позволяя проехать даже приземистым иномаркам.
Тут около полусотни дворов. Большинство живущих людей – приезжие. Кто-то выкупил пустующий старенький домик, кто-то построил новый, обнеся его непроглядным высоким забором. Здесь целебный, настоянный на сосновой хвое воздух, и лелеет взор бегущая в низине соседствующая с деревней река. Большинство из новосёлов приезжают сюда только на летнее время, зимовать же в этой глуши остаются единицы. Мои знакомые – Сергей Иванович и Роза Матвеевна – в этой деревне родились и выросли. Сейчас супруги на пенсии. Будущей весной они справят бриллиантовую свадьбу. Шутка ль, их совместной жизни… шестьдесят лет!
Вся трудовая жизнь Муравьёвых отдана лесу. Сергей Иванович работал лесником. Роза Матвеевна – бригадиром по разведению лесных культур, а с расширением мощностей на лесопильном заводе – мастером цеха. Однако свою работу Роза Матвеевна вспоминает неохотно. Труд на лесопилке был нелёгким, «хлысты» ворочали вручную, вручную подавали их и на циркулярку – механизация в цехе отсутствовала. План был непомерным, часто работали по две смены. На заводе трудились исключительно женщины, мужчины работали в лесу – такой был порядок.
– Обидно! – жалуется Роза Матвеевна, – Теперь, будучи на пенсии после такой тяжёлой работы, мы стали никому не нужны. В лесничестве о нас даже не вспоминают. Хоть бы какую-нибудь грамоту дали к нашему юбилею, всё бы была память. Нет, забыли!
Вытирает слёзы.
Покидая забытую Богом деревеньку, я дал себе слово: обязательно напишу о Муравьёвых в газете. Возможно, в лесничестве вспомнят о них и вину свою загладят.
Иван Назаров
О том, что такое "МЕЩЕРСКИЕ ИСТОРИИ" и как стать участником проекта, читайте тут!
#кластер паустовский #рассказы из жизни #реальные истории #рязанская мещера #история рязани #лето 2021 #отдых в россии #русская глубинка #ока #путешествия по россии
Друзья! Надеюсь, статья вам понравилась) Ставьте лайки! Обязательно делитесь своими воспоминаниями и рассказами в комментариях)
Или читайте уже опубликованные: Сказ деда Олеши "Тума и Паустовский" , " Как географ и спасатель МЧС создали успешный проект "Дикий тур " и " ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КУЛИНАРИЯ "