"Око силы" я писал много лет. И перерыв, который я сделал, был нужен, чтобы провести дополнительные исследования, уточнить опыт, вспомнить истории, которые не хотелось упускать. Помимо социального сюжета, основной поднятой проблемы, я ставил целью записать все важные воспоминания про необычную деревню, в которой я рос. В общем-то, для того и есть книги, чтобы сохранять в них то, что может исчезнуть - места, люди, мысли. Зачем сохранять? Так тоже ради выполнения книгами главной их миссии - обогатить знанием человека. Если после книжки вы не знаете, как стать лучше самому и сделать лучше свою жизнь - это зряшная книжка. Может, она, конечно, не для вас просто написана, и такое бывает. Но если объект искусства не делает вас богаче - он не искусство. Другое дело, что вы можете этого и не заметить. Сейчас много вас, олухов, которые не понимают, что ваша способность рассуждать, ваша способность чувствовать даже - это результат обогащения искусством. Не бывает врожденного вкуса, не бывает врожденной эстетики, есть врожденная тяга к красоте, желание оценивать - и вот отсюда и рождается ваш вкус (который вы, конечно, все считаете исключительным и объективным), ваши настройки гармонии. И на основе этого понимания красоты вы строите свою жизнь. Поэтому если у вас в жизни как-то некрасивенько, то что-то не так с вашими настройками красоты. Это не жестоковыйная жизнь вас, утонченных таких, сунула в грубую реальность. Это невежество ваше вас туда сунуло. Если вы не переживаете за судьбы всего человечества, а вы не переживаете (красить аватарки за все хорошее и против всего плохого, это совсем не то. И было слишком мало красивых книг, слишком мало искусства в вашей жизни, чтобы это понять), то свою маленькую жизнь устроить красиво можно при любой внешней ситуации, мир, даже этот безумный, дает такие возможности.
В моей книге, кроме главной линии, все истории совершенно реальны, несмотря на кажущийся сюрреализм, главная линия - образ сборный, тоже реальный, но это квинтэссенция многих людей и их психологически реальное поведение. И вот, помимо психологии людей, я решил раскрыть психологию и душу места, деревни, потому что я не уверен, что она будет жить в том виде, в котором была, может, она уснет, может, она уйдет, не умрет, конечно, потому что жизнь вечна, но вдруг она исчезнет и исчезнет ее опыт, а этого уже нельзя допустить. Потому что чем больше в тебе опыта человечества, тем больше ты Человек. Про это еще Ильич говорил. А это такое приятное чувство - быть Человеком!
Я сказал в этой книге все, что хотел по теме, мне бы хотелось ее прочитать, поэтому я ее написал. Но она одна-одинешенька. Остальные мои книги совсем других жанров и совсем другой формы.
А я помню, что сейчас нужны книги-сериалы, те, которые можно продолжить. А как продолжить завершенное? С другой стороны, а что делать читателям, которым хочется еще?
Например, у Триера есть задуманная трилогия - Догвилль, Мандерлей и... третью часть он пишет много лет, порвал 12 сценариев. Я жду, это моя любимая трилогия. Мандерлей мне нравится куда больше, чем Догвилль, я надеюсь, что третья часть будет еще сильнее, хотя и не могу представить куда еще. Видимо, и Триер пока не знает. За это время он снял несколько фильмов, мне они совсем не близки, но люди что-то в этом находят, а Триер, как училка человеков, учит всех, а значит, эти фильмы очень нужны, просто не мне. Мне будет эта третья часть.
У меня есть писательский блокнот (красиво так, творчески звучит, но у меня их несколько, в каждой комнате и на вынос) и там, среди прочих, есть два подсмотренных сюжета в других ветках мультиверса. И они оба остросоциальные. Но они все происходят в советских реалиях.
Я записать-то идеи записал, а как их в книгу вывести долго не знал.
Знаете почему? Потому что очень жалко это современные книги про те реалии. Масштаб-то куцего мозга, взращенного в строе "моя хатка с краю" и психологии "будь счастливым, а не удобным" (чувствуете ? Человек, как погнутая вилка, может быть счастлив по этой идее только будучи неудобным. Обязательно противопоставление. Это как когда люди рассуждают о свободе, у них обязательно это свобода пакостить безнаказанно, о свободе полезных дел даже мысль в голову не приходит) никогда не сможет передать масштаб Человека СССР. Потому мы и видим сейчас мелочных лоботрясов в книгах и фильмах про ту страну, где люди пытались стать Людьми. А если это якобы светлая книга - то там будет такой онанизм сознанием автора, что неловко читать.
А в другие реалии перенести события нельзя. Художественное единство идеи порвется. Глубина конфликта в реалиях, которые есть сейчас, смажется. При этом, переложить, сопоставить потом книгу со своей жизнью и с современным миром еще как получится. Диалектика. Написать в сейчас нельзя, а использовать в сейчас можно.
И сегодня стоит много социальных, острых, проблем, но нарративы на эти темы унылые и жалкие. Хеппи-енды в рамках одной хаты не могут подарить катарсис читателю, потому что неизменно встает вопрос: и чо?
Я много раз говорил, книга должна ставить вопросы, но точно не вопрос: и чо?
Мы знаем, читая современную книгу, что миллионер в романе прогорит, потом, за пределами книги, что детектив, раскрывший преступление, не поймает крупного коррупционера, потому что коррумпировано правительство, что толку искать убийцу девушки, если пока ты ищешь, убьют еще тысячу? Читатель знает, в каком мире он живет, капитализм не мамка, поэтому единственно возможный современный хеппи-енд, это друзья/любовники ограбили банк и убежали на теплый остров. Интеграции в систему быть не может, потому что нет никакой системы. Потому так популярны попаданцы - хоть куда из этого мира, может, там можно интегрироваться в систему - и фентези - это не у нас, там все хорошо, там может кончиться преступность, там может быть справедливый король, которого не убьют. Хорошие книги не про масштаб человечества, а только про становление человеком героя. Не может быть сильной книги про моральный выбор, потому что и куда этому человеку идти дальше с этим моральным выбором? Как его интегрировать в жизнь? Никак, потому что сейчас можно его оставить при себе, ну, в рамках своей коммуны. Некуда его интегрировать.
Но я нашел выход, он не уникальный, конечно. Тоже уход от этого мира, тоже смена акцентов.
В следующих двух книгах, которые станут в одну серию с "Оком", помимо острой социальной проблемы, я тоже хочу раскрыть психологию места, спасти еще один пласт опыта. Там тоже, помимо основной линии, все остальные персонажи и истории будут совершенно реальны и не преувеличены.
Сейчас продумываю как назвать серию, какое рабочее название дать, потому что настоящее название придет ближе к концу книги и всматриваюсь в подробности. Вторая книга будет про секс и ханжество. Так что, если у вас есть проблемы в этой сфере (а у кого нет?), подождите, там будет много ответов. И если вы ханжа будете знать, почему вам так неуютно живется, и если вы жертва ханжей - пс, вы нормальный.
"Око силы" можно прочитать здесь: https://litmarket.ru/books/oko-sily
Для ценителей:
на английском:https://www.lulu.com/en/en/shop/albireo-svyatoslav/eye-of-power/ebook/product-1mmdmnr2.html
на французском: https://www.lulu.com/en/en/shop/albireo-marik-and-albireo-ol-and-albireo-svyatoslav/%C5%93il-du-pouvoir/ebook/product-69eg5e.html