Идея этого материала пришла мне в голову во время работы поста о новом альбоме Земфиры, который пришлось ждать целых восемь лет. Надо сказать, такие паузы между альбомами не редкость. Если первую декаду существования группа старается выдерживать паузы между релизами в два-три года, то дальше они могут затягиваться на пять, на шесть, а то и все десять лет. Причины разные. Одни находятся в поисках вдохновения и мотивации, другие отдыхают друг от друга, третьи вообще объявляют о распаде, чтобы потом внезапно порадовать мир реюнионом. Вот о таких альбомах, которые преданным поклонниками пришлось ждать свыше десяти лет, мы сегодня и поговорим. Разумеется, речь будет идти о полноценных студийных работах с новым материалом, а не о выпуске сборников лучших хитов, неизданных репетиционных записей и живых выступлений.
Lynyrd Skynyrd – Lynyrd Skynyrd 1991 (1991)
К сожалению, эта группа почему-то была обделена вниманием российских меломанов, на мой взгляд, совершенно незаслуженно. При этом нельзя сказать, что кантри-рок и саузерн-рок у нас не любят, ибо группа Creedence Clearwater Revival у нас достаточно уважаема. Но речь о Lynyrd Skynyrd. История этой группы драматична и вполне заслуживает экранизации. Собравшись в 1964 году, группа прославилась уже в 1970-е, благодаря хитам «Sweet Home Alabama» и «Free Bird», которые стали визитными карточками группы и без которых и поныне не обходится ни один концерт. Команда уверенно штурмовала хит-парады каждым новым синглом и альбомом, пока все трагически не оборвалось в 1977-м году, когда музыканты попали в авиакатастрофу, в результате которой погибли трое музыкантов группы: лидер и вокалист Ронни Ван Зант, гитарист Стив Гейнс и бэк-вокалистка Кэсси Гейнс. После такого удара оставшиеся в живых участники группы приняли решение о прекращении творческой деятельности. И так бы, наверное, и закончилась история группы, если бы не младший брат Ронни Ван Занта – Джонни. Он в 1987-м вместе с выжившими после аварии музыкантами сперва устроил ностальгический тур, по результатам которого было принято историческое решение возобновить деятельность группы. Разумеется, это решение требовалось подкрепить новым материалом, и он таки был записан и выпущен в 1991-м году под названием Lynyrd Skynyrd 1991, который стилистически четко следовал классике группы.
Misfits – American Psycho (1997)
Сразу честно признаюсь, я никогда не разделял восторгов ни по поводу творчества Misfits, ни в связи с сольными опусами Гленна Данцига. Тем не менее, группа считается отцами-основателями поджанра панк-рока - хоррор-панка. Это, скорее, характеристика лирической составляющей, ибо по музыке это скоростная смесь панка и хардкора. Но как бы я к группе ни относился, а легендарный статус они завоевали, однако после двух успешных альбомов Walk Among Us 1982 года и Earth A.D./Wolfs Blood 1983 года была распущена лидером Гленном Данцигом, как тогда казалось – навсегда.
Но на волне возвращения интереса к панк-року в середине 90-х благодаря таким группам, как Green Day , NOFX , Offspring басист Джерри Онли и гитарист Дойл решили возродить группу, чтобы там ни думал по этому поводу Гленн Данциг. А Данциг этому не обрадовался и наложил запрет на исполнение им сочиненных песен с ранних альбомов, а их там было большинство. Однако наших героев это не смутило, и взяв новых вокалиста и ударника, в 1997-м году был сочинен и записан альбом American Psycho. И альбом не подкачал, а собрал много положительных отзывов в музыкальной прессе. Хотя все при этом признавали, что это не совсем те Misfits. Но культовый бренд и крепкий материал плюс вернувшаяся мода на панк-рок свое дело сделали.
Guns N’ Roses – Chinese Democracy (2008)
И все-таки Экс Роуз уникальный человек! Более десяти лет поддерживать интерес широкой публики к своей персоне и своей группе, не выпуская новых альбомов – это не каждому дано! А ведь группу он не распускал, и все это время грозился ударить по «бездорожью и разгильдяйству» новым альбомов ружей и роз. Целых пятнадцать лет Эксл держал в напряжении общественность, как грамотный пиарщик и наконец в 2008 году грянула «Китайская демократия». Первым делом у фанатов возник вопрос «А где же Слэш???» Да, этого харизматичного гитариста в цилиндре в группе больше не было. А он во многом определял саунд группы. Нет, альбом отнюдь неплох, это крепкий забойный хард-рок, но магия, присутствующая на классических работах группы, ушла. Тем не менее, поклонники группы получили то, что ждали, но справедливее это было бы назвать сольным проектом Эксла, но никак не Guns N’ Roses.
PiL – This is PiL (2012)
Про Джона Лайдона я писал много. Прославился он на весь мир как фронтмэн легендарных Sex Pistols, но главный проект его жизни, это, разумеется, Public Image Limited или PiL. В силу экспериментального характера музыки PiL славы Пистолетов не снискали, однако среди любителей новаторской необычной музыки пользовались успехом. И к их большому сожалению, после вполне интересного альбома 1992-го года группа была распущена. Затем был сугубо коммерческий реюнион Sex Pistols, сольный альбом Джона, и когда уже все решили, что в «публичный образ» мистер Лайдон наигрался, в 2009 году состоялся небольшой тур группы, а в 2012 году всем до боли знакомый голос Джона проорал «This is PiL!» Это была констатация факта, что PiL вернулись, и что с музыкальной фантазией у Джона и его единомышленников по-прежнему все в полном порядке. Альбом представляет собой выжимку из всего творческого наследия PiL и занял достойное место в дискографии. Такое возвращение дорогого стОит! Жаль только, что это могут оценить только немногочисленные почитатели группы.
Pixies – Indie Cindy (2014)
Группа, которую совершенно справедливо называют отцами-основателями альтернативного рока, и которая, как и другие пионеры и новаторы в разное время, оказалась недопонятой и недооцененной современниками, распалась на творческом пике, в 1991-м году, отсалютовав напоследок альбомом Trompe le Monde. Пока новое поколение альтернативщиков и инди-рокеров развивало идеи, которыми щедро были наполнены альбомы Pixies, сами «феи» занялись сольными проектами. О басистке и бэк-вокалистке Ким Дил и ее группу The Breeders я рассказывал, лидер группы Блэк Френсис также погрузился в сольную карьеру, местами весьма любопытную, остальные два экс-участника основали группу The Martinis. Но и в этой истории все в итоге вернулось на круги своя. В 2004 году группа впервые после распада отыграла концерт, затем последовали новые выступления, пока, наконец, музыканты не созрели к 2013-му года для записи нового альбома. В 2014-м году вышел долгожданный Indie Cindy, но, увы, уже без Ким Дил на бассе. Вместо нее была рекрутирована другая дама по имени Паз Лешантин, которая помимо игре на бассе приятно подпевает Френсису, что минимизирует ущерб от ухода Ким. Сам альбом – это типичнейшие Pixies. Ощущение, что группа не распадалась, и не было двадцатитрехлетнего перерыва, а продолжала по накатанной колее сочинять новые песни. Их вполне можно было бы назвать «Motörhead альтернативного рока», но для Sonic Youth этот титул подходит больше. Но, несмотря ни на что, Pixies в прекрасной творческой форме и продолжают записывать свою музыку с причудливыми гармониями и многоголосиями.
Pink Floyd – The Endless River (2014)
Об этой группе сказано и написано столько, в том числе и в моем блоге, что добавить что-либо сложно. Но без альбома The Endless River, вышедшего спустя двадцать лет после The Division Bell, который считали последним в истории группы, данный материал был бы неполным. Этот альбом почти целиком инструментальный (за исключением одного трека) и записан как дань памяти клавишнику Ричарду Райту. Частично в альбом вошли неиспользованные фрагменты сессий к альбому Division Bell, частично были сыграны новые партии. Получился прекрасный подарок поклонникам группы, и они его оценили: первые места в хит-парадах разных стран для практически целиком инструментального альбома – это о многом говорит. Скорее всего, это уже точно последний альбом великой группы и это – достойное прощание с аудиторией. Браво, Pink Floyd!
The Stooges – 2007: The Weirdness
А вот это рекорд по времени ожидания. Шутка ли, целых 34 (!!!) года составил перерыв между третьим и четвертым альбомом этот легендарной группы. Думаю, далеко не все, кто в начале 1970-х фанател от группы, дожили до нового альбома. Скорее его ждало новое поколение меломанов, которые смогли оценить и новаторство The Stooges, и сольное творчество Игги Попа. К сожалению, аутентичный состав собрать не удалось, но это было бы слишком кинематографично, так в жизни не бывает. Из обоймы выпал гитарист Джеймс Уильямсон, но оба брата Эштона оказались в строю и дали жару, как в старые добрые времена. Хотя, конечно, не совсем, как в старые, и не совсем, как в добрые, на дворе все же двадцать первое столетие, и воссоздавать аутентичный звук образца начала 1970-х никакого резона и интереса не было. Альбом звучит так, как и должен звучать гитарный рок образца 2000-х годов. Но атмосферу именно The Stooges, которой на сольных альбомах Игги не было, воссоздать удалось. И это именно звучит, как современные The Stooges, а не очередные сольные эксперименты неутомимого Игги. Такого стоило ждать тридцать четыре года!
В качестве резюме хочу сказать, что хотя поговорка про одну реку, в которую дважды войти нельзя, возникла не на пустом месте, иногда другая поговорка про старую любовь, которая не ржавеет, оказывается сильнее. И пример вышеприведенных альбомов – тому подтверждение. Поэтому, если какая-нибудь любимая вами группа распадается, не спешите отчаиваться – просто подождите лет десять или чуточку побольше, может, на вашу улицу придет праздник.
А на сегодня все и спасибо вам за внимание.