Найти тему

Вагоны «сделали ручкой» плановым ремонтам

Стоимость сервисных услуг по итогам прошлого года снизилась на 5-15%

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Профицит подвижного состава железных дорог и снижение прибыльности оперирования привели к снижению объема плановых ремонтов вагонов на 13% в 2020 году, сообщает газета «Коммерсантъ». Цена также снизилась – на 5-15%. Однако рост цен на металл, приводящий к увеличению стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут изменить наметившийся в прошлом году тренд.

Объем плановых ремонтов на сети ОАО «РЖД» в 2020 году составил 383,3 тыс. вагонов, следует из обзора «Infoline-Аналитики». Это на 12,7% меньше, чем в 2019 году.

После продажи ВРК-2 и ВРК-3 доля РЖД на рынке плановых ремонтов существенно снизилась. Если в 2019 году она составляла около 54,5%, то к концу 2020 года упала до 21% и продолжила сокращаться в новом году, составив по итогам января чуть более 18%. Из данных «Infoline-Аналитики» следует, что показатели оставшейся в контуре ОАО «РЖД» ВРК-1 сокращались наиболее резко – на 24,4% в 2020 году, тогда как объемы частных ВРК-2 (принадлежит Новой вагоноремонтной компании, НВК) и ВРК-3 (у Объединенной металлургической компании, ОМК) упали на 13,4% и 3,9% соответственно.

История вопроса:

Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что по итогам января объем ремонтов продолжает сокращаться: относительно января 2020 года он упал на 2,5%, до 31 тыс. единиц. По отношению к январю 2019 года снижение еще больше: на 11,3%. По его словам, средняя цена ремонта относительно 2019 года также упала – примерно на 15%. По оценкам компаний, входящих в Союз операторов железнодорожного транспорта, снижение цены составило от 5% до 15%.

Цена ремонта вагона складывается из ремонтных работ, включающих накладные расходы, стоимости расходных деталей, стоимости крупного вагонного литья и колесных пар. В стоимости работ, отмечает источник «Ъ», можно добиваться экономии, например, улучшая технологию, повышая квалификацию персонала, расширяя региональную сеть. А вот стоимость расходных материалов сейчас выросла по причине увеличения цен на металл.

Стоимость колеса пока зафиксировалась, но не факт, что запрет ввоза украинского колеса не приведет к еще одной волне дефицита и спекулятивному росту цены, говорит собеседник «Коммерсанта». Кроме того, есть тенденция к повышению стоимости деталей для инновационных вагонов (до 50%), который изготовители использовали, прикрываясь ростом цен на металл, добавляет другой собеседник издания.

В 2020 году рынок вагоноремонта более чем на 80% стал частным, отмечает президент группы «Новотранс» (16% на рынке вагоноремонта) Константин Гончаров.

– К сожалению, эта трансформация произошла на фоне пониженного спроса на услуги депо, обусловленного экономической ситуацией в целом и сокращением объемов перевозок в частности, – говорит топ-менеджер.

По словам Константина Гончарова, из-за обострения ценовой конкуренции, демпинга и соответствующего падения качества ремонтов 95% операторов сегодня контролируют и обеспечивают ремонты силами собственных специалистов либо просто выводят подвижной состав из обращения до лучших времен.

По мнению господина Гончарова, выходом мог бы стать «механизм сервисного содержания с расширенной гарантией», который и ввел «Новотранс». Эта схема предполагает, что клиент договаривается с предприятием на определенный срок, а оно берет на себя взаимодействие с ОАО «РЖД», включая текущие отцепочные ремонты. Операторы с 30 000 вагонов в парке, полагает он, смогут за полгода экономить до 150 млн рублей, флагманы рынка – до 500 млн рублей.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что 2021 год будет для вагоноремонтных предприятий очень непростым, поскольку мощности с низкой загрузкой будут уходить с рынка медленно. Цены на комплектующие из-за роста цен на металл вырастут, а ценовое давление со стороны операторов, у которых снизились доходы, будет сохраняться. В частности, НВК после покупки ВРК-2 снизила цены на ремонты, вынуждая к этому и другие вагоноремонтные предприятия.

Выходом, по мнению господина Бурмистрова, могут стать развитие бизнеса вагонно-колесных мастерских, развитие предложения гарантийных сервисов, как делает «Новотранс», а также закрытие незагруженных неэффективных мощностей.

Напомним, что за январь 2021 года в России было выпущено 3 900 единиц грузовых железнодорожных вагонов. Это минимальный показатель с июля 2020 года. Отмечается спад на 23% к январю прошлого года и на 26,6% к декабрю. Снижение производства происходит на фоне профицита подвижного состава на сети Российских железных дорог. LR


Подробнее:
https://logirus.ru/news/transport/vagony_-sdelali_ruchkoy-_planovym_remontam.html

#вагоны #колеса #ремонт #железнодорожныеперевозки