Найти тему
Теодорычевы байки

Алматы. 8. Городской фольклор

Первый рассказ цикла Алматы здесь.

Легенды Алматы – это легенды казахского народа и легенды казаков. Кроме того, в каждом городе есть свои придумки относительно окрестностей и знаменитых личностей, так называемый городской фольклор. Все эти ненаписанные сказания, легенды, байки создают неповторимую ауру города.

КИМЭП – это аббревиатура, которая означает Казахстанский институт менеджмента и чего-то там еще, связанного с бизнесом. Собственно речь не об организации, а о доме, в котором этот институт располагается. В советские времена там была партийная школа. Так что здание построено добротно с колоннами над входом в стиле сталинского ампира. Впрочем, знаменито не столько само здание, сколько портрет Леонида Ильича Брежнева, который вывешивался во время партийных праздников в городе.

КИМЭП - Казахстанский институт менеджмента, экономики и стратегических исследований. Фото из открытых источников.
КИМЭП - Казахстанский институт менеджмента, экономики и стратегических исследований. Фото из открытых источников.

Как только Брежнев пришел к власти был изготовлен его высокохудожественный портрет для партийных праздников. Поначалу все было хорошо, но с течением времени Брежнев стал все чаще и чаще награждать себя орденами героя Советского Союза. Ордена соответственно пририсовывали на высокохудожественном портрете, но когда их стало четыре, то четвертый требовалось разместить прямо под мышкой генерального секретаря. Согласитесь, что такое издевательство над высшей государственной наградой совершенно недопустимо и ЦК Республики Казахстан приняло решение «Расширить грудь генерального секретаря Л.И. Брежнева». Понятно, что речь не шла о медицинском вмешательстве в жизнь генерального секретаря, а о перерисовке портрета.

Решение было принято, а вот средства на такое мероприятие выделены не были. Может, конечно, и средства были выделены, а потом украдены. Точно это неизвестно. Но портрет был перерисован в соответствии с решением ЦК РК. Левую руку Брежневу нарисовали еще левее, а старую руку закрасили, превратив в грудь, где с комфортом разместили еще одну звездочку героя. Цвет новой краски несколько отличался от цвета старой краски, так что следы операции были зримы и очевидны. С этих пор на здании КИМЭП вплоть до конца правления Леонида Ильича во время партийных праздников выставлялся этакий урод с несимметрично посаженной головой и гипотетически развитой левой грудной клеткой. И никого это не смущало.

Народ, конечно, посмеивался, но не афишировал своего веселья. Вдруг не так поймут?

Улица Масанчи

Есть в Алматы улица Масанчи, названная так в честь ассенизатора (попросту говновоза) Масанчи, уйгура по национальности.

Немного истории. Когда большевики пришли в этот благословенный край, то были страшно поражены. В этом небогатом крае им не на кого было опереться. В прочих местах, где устанавливалась советская власть, большевики давали маузер самому никчемному пьянице – бездельнику, которого только можно было сыскать в той местности, и назначали его комиссаром. Вооруженное ничтожество социально опасно и создает как раз именно тот психологический климат, который нужен для продвижения идей коммунизма в массы.

Короче говоря, система была отработана и не раз апробирована на русских просторах, а тут такой облом. Ну, нет в Алмате ущемленных бездельников. У каждого есть скот, сад, а пьянство вообще в мусульманском крае не приветствуется. Посовещавшись, большевики решили вручить комиссарский маузер самому униженному социально, как они посчитали, – говновозу Масанчи. Сам Масанчи, как теперь говорят, имел свой бизнес и не считал себя социально униженным. Он получал деньги за чистку выгребных ям. Используя фекалии как сырье, он производил удобрения, которые у него шли нарасхват. У него был двухэтажный дом с просторным подворьем и садом. Бизнесмен Масанчи был хорошим человеком и ничем не напоминал оголтелых комиссаров с Поволжья. Так что городу несказанно повезло с комиссаром, а маузер Масанчи так никогда не пустил в ход.

Бюст Масанчи  в сквере на Абылай хана.  Фото из открытых источников.
Бюст Масанчи в сквере на Абылай хана. Фото из открытых источников.

До сих пор люди с теплотой вспоминают первого революционного руководителя города и, даже в период всеобщего переименования улиц города, оставили название этой улицы без изменений.

Лоскутный мальчик

Эта легенда была рассказана Бахытом.

Как-то у могущественного казахского Хана родился первый сын. Естественно, Хану принесли показать младенца. Хан посмотрел на мальчика и увидел, что вся его кожа покрыта пигментационными пятнами, как бы лоскутами. Хан решил, что не пристало будущему Хану иметь дефект, который позволил бы недругам насмехаться над ним, и приказал бросить мальчика в степь на съедение волкам и лисицам. Мальчика отнесли в степь и бросили там. Так случилось, что в это время по степи проезжал кочевник подобрал малыша.

Прошло время, тот мальчик вырос и стал поражать всех окружающих своей силой и ловкостью, а более того своим умом и даром пророчествовать. Поскольку Лоскутный мальчик стал весьма известен в степях, весть о нем дошла и до могущественного Хана. Перед Ханом встал серьезный вопрос: «Как быть с мальчиком – Ханом по рождению, и простым кочевников по воспитанию?» Ясно дело - его надо убить. Тогда Хан послал выполнить это поручение своего старшего сына с большим войском.

Старший сын перед тем, как убить Лоскутного мальчика, решил с ним пообщаться с глазу на глаз. Сила убеждения Лоскутного мальчика была настолько велика, что старший сын Хана уехал со своим войском и стал жить отдельно от Отца в том месте, которое определил ему Лоскутный мальчик. То же произошло со средним и младшим сыновьями Хана, которых отец так же отправил убить Лоскутного мальчика.

С тех пор казахи не живут одним народом, а разделяют себя на три жуза. А для того, чтобы казахи снова стали единым народом, нужно искупление вины Хана перед его сыном - Лоскутным мальчиком.

Могут, конечно, возразить, что историческая наука не знает никакого Лоскутного мальчика, но разделение казахского народа на три жуза, а каждого жуза на роды – это неоспоримый факт.

Мечта

Эту легенду мне рассказал Нуржан (о Нуржане можно почитать здесь) .

Один могучий казахский Хан был весьма неудачлив в браке. Его первая жена (бабише) рожала одних девочек. Хан взял себе вторую жену (токал), но и та рожала ему только девочек. Хан рисковал остаться без наследника. Тогда Аксакалы посоветовали ему верное средство. Оказывается, надо найти женщину без мечты, взять ее панталоны (штаны) и надеть на Токал. Тогда та через девять месяцев родит Хану мальчика.

Сказано - сделано. Отряды нукеров Хана поскакали по степи во всех направлениях. Однако никто из них не смог найти женщины без мечты. Когда последний отряд уже возвращался в ставку Хана, он наткнулся на старую бабушку (апа). Выяснилось, что у этой бабушки все в жизни нормально. Есть муж, есть любящие дети, есть скот. Что еще нужно старой женщине? Тут-то нукеры и стали просить у бабушки ее штаны для Токал. Но бабушка им ответила: «Ничего у меня нет: ни мечтов, ни штанов» (по-казахски это звучит более складно).

Действительно, если вдуматься, если у тебя все есть, то зачем тебе нужны какие-то там штаны?

Шомылган

Это слово обозначает «Искупался». Этим словом, называют и ущелье в районе Алматы, и текущую там речку. Места эти, конечно, красивейшие, но именно купаться в речке никак нельзя, не только из-за бешеной скорости водяного потока, но и из-за температуры воды. Рассказывают такую легенду.

Возвращались как-то раз семеро батыров с удачной охоты домой, и довелось им ехать именно этим ущельем. Подъехали они к речке, и один батыр сказал: «Хорошая это речка. Можно воды напиться, но вот искупаться здесь совершенно невозможно». А другой батыр сказал: «Я смогу искупаться в этой речке!!» и искупался. Конечно, он застудил себе мошонку и стал импотентом. Так угас род незадачливого батыра. И еще долго аксакалы говорили, кивая мудрыми головами: «Шомылган, шомылган». Что можно перевести, как «Ничего себе, искупался».

Фото для обложки.
Фото для обложки.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ , Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал , и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

Читайте предыдущий рассказ "Алматы. 7. Что такое шинырак?" здесь.

Читайте следующий рассказ "Алматы. 9. Настоящие казахи. Какие они?" здесь.

С уважением, Лолейт А.Т.

Об авторе баек читайте здесь.