В 50-х годах прошлого века Советский союз, восстанавливающийся после войны, крайне нуждался в транспортном сообщении. Для транспортировки грузов строились всё новые и новые транспортные суда, в том числе и усиленного ледового класса, но даже им требовалась ледокольная проводка. Для этих целей Советский союз заказал на верфях г. Хельсинки серию ледоколов. Решено было использовать проект недавно построенного финского ледокола “Voima” и внести в него незначительные изменения. “Voima” был спущен на воду в 1952 г., а уже в 1954 г. принят в эксплуатацию. Первым ледоколом серии, построенным по советскому заказу, стал “Капитан Белоусов”. Его также сдали в эксплуатацию в конце 1954 г., а следующие - “Капитан Воронин” и “Капитан Мелехов” - были построены в 1955 и 1956 гг. соответственно.
“Капитан Белоусов” был построен по самой современной на тот момент дизель-электрической схеме. Длина корпуса составляла чуть более 83 м, а осадка 7 м. В движение судно приводилось при помощи 4-х гребных винтов, двух кормовых и двух носовых. Каждый винт вращался своим электродвигателем, получающим энергию от дизельных генераторов общей мощностью 10500 л. с. Применённая финнами “американская схема” (при которой на суда устанавливаются носовые винты для борьбы со льдом) отлично проявила себя на Балтийском море. Носовыми винтами ослабляя лёд и омывая передние скулы ледокола, но как такая конструкция проявит себя в Арктике - советским морякам предстояло выяснить.
Сразу после сдачи “Капитан Белоусов” отправился на работу в порт приписки Мурманск. Навигацию 1955 г. ледокол отработал блестяще - помог многим транспортным судам пройти льды, а также провёл успешную спасательную операцию по поиску и оказанию помощи полярникам, разбившимся на вертолёте у земли Георга. Несмотря на все опасения бывалых ледокольщиков “Капитан Белоусов” проявил себя в арктических морях отлично.
В 1957 г. ледовая обстановка на трассах Северного Морского пути превзошла все самые негативные ожидания. Навигация началась почти на месяц позже обычного, поэтому и “Капитан Белоусов” вышел из Мурманска с опозданием. Работать ледоколу приходилось в тяжелейших условиях, но “Капитан Белоусов” всё-таки довёл караван до порта Диксон и отправился дальше на восток. В середине лета ледокол наскочил на не отмеченную на карте “банку” (мель). Осмотр водолазами показал небольшую пробоину в корпусе, поломку всех лопастей и погнутый гребной вал одного из носовых винтов. Тяжелая ледовая обстановка не позволяла ледоколу вернуться в порт для ремонта, слишком много судов были зажаты льдами, и без помощи ледоколов им было не выбраться.
“Капитан белоусов” отработал всю навигацию без одного винта и в сентябре получил указание возвращаться на запад в Мурманск, но из-за задержек, поломок и аномальной ледовой обстановки в море Лаптевых зажало несколько ледоколов, в том числе и “Капитана Белоусова”. Компанию “Капитану Белоусову” составлял и однотипный “Капитан Воронин” и ледокол “Сибиряков”. Пробиться на запад у ледоколов не получалось, все трое имели поломки после сложнейшей навигации. Ситуация, в которой ледоколам предстоит зимовать во льдах, мягко говоря не типичная. Кстати, именно эта зимовка 1957 г. была последней - после не было случаев зимовки ледоколов во льдах. К месту событий из Москвы вылетел замминистра Морского флота Василий Бурханов, в прошлом сам полярник. Самолёт приземлился на подготовленную экипажами ледоколов посадочную полосу прямо на льдине. Начальство, оценив ситуацию и согласившись с ледовыми капитанами в том, что зимовка необходима, улетело обратно в Москву. Часть экипажа с каждого судна забрали, на ледоколах остались только добровольцы.
Всю зиму моряки собственными силами проводили ремонт своих судов. Военная авиация осуществляла снабжение зимовщиков всем необходимым - доставили даже части гребного винта в бомболюках, необходимые для ремонта “Капитана Белоусова”. Команда с задачей справилась, и в 1958 г. исправный ледокол провел отличную навигацию. Моряки вернулись в родной Мурманск только осенью 1958 г., проведя полтора года во льдах. “Капитан Белоусов” продолжал трудиться в Арктике до 1975 г., когда возникла необходимость в мощном ледоколе на Азовском море. Дело в том, что из-за своей мелоководности Азовское море по сложности ледокольных проводок может сравниться с арктическими морями.
“Капитана Белоусова” перевели из холодного Мурманска в южный порт Мариуполь. На Азовском море “Капитан Белоусов” сразу почувствовал себя, что называется, “в своей тарелке” - средние размеры позволяют легко маневрировать, чему способствуют 4 гребных винта, передние винты легко справляются с мелкобитным льдом, отбрасывая его из-под корпуса. В 1992 г., когда Украина вышла из состава СССР, ледокол “Капитан Белоусов” отошел к Украине по месту приписки. Это спасло его от участи младших братьев “Капитана Воронина” и “Капитана Мелехова” - после развала Союза их попилили на металл. Украинские моряки свой единственный ледокол ценят и следят за судном.
В 2004 г. национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом 5 гривен с изображением “Капитана Белоусова”. В 2009 г. на судне заменили дизельные двигатели, т.к. лошадиные силы из родных финских двигателей с возрастом разбежались. Ледокол “Капитан Белоусов” несмотря на свой очень почтенный возраст и сегодня успешно работает в бассейне Азовского моря.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram