Найти тему
Девочка за роялем

ДЕВОЧКА ЗА РОЯЛЕМ

Меня разбудил яркий солнечный луч, который проник в комнату через неплотно задёрнутые шторы и зайчиком стал играть на стене. Ещё не окончательно проснувшись, я ощутила в душе тихую радость и хорошо понимала, почему это так. Сегодня я снова встречусь с моим далёким детством. Сейчас я не спеша выпью кофе, приведу себя в порядок и отправлюсь в путь. Я поеду на метро, пройду через тоннель на противоположную сторону и переулками пройду к музею. В музее я поднимусь по плавной винтовой лестнице на второй этаж и там буду долго стоять перед одной картиной. На ней изображена девочка, сидящая за роялем. Ей 12 лет, зовут её Вита—это я! Потом я похожу немного по залам музея и, наполненная воспоминаниями и лёгкой грустью, вернусь домой. Хотите, я расскажу вам непростую историю этой картины? Тогда слушайте!

Я родилась в творческой семье: мама - пианистка, папа - художник. С самого раннего детства я привыкла к тому, что мама играет на рояле, а папа пишет картины. Так должно быть у всех, - думала я. И в связи с этим был курьёзный случай.

Мне было года три. Родители отправились в гости к своим друзьям и взяли меня с собой. И там я обнаружила, что у этих людей отсутствует рояль. Я так удивилась! А где же рояль? Как вы живёте без рояля?! Все взрослые посмеялись, меня успокоили. Но я осталась при своём мнении.

А дальше случилось так, что мама с папой разошлись. Я осталась жить с папой. Мы переехали к его родителям. У дедушки с бабушкой был большой дом на окраине города Харькова с чудесным садом. В одной из комнат этого дома папа сделал себе мастерскую, в которой был и мне уголок, где бы я могла тоже рисовать. Это было для меня такой радостью! Ведь я могла наблюдать, как рисует папа. А он в любой момент мог подойти ко мне и посмотреть, как рисую я, и что-то подсказать, научить. Его советы были бесценны!

Мама часто к нам приходила, чтобы пообщаться со мной. Она считала, что я обязательно должна научиться играть на рояле. Мне был куплен рояль, на котором я стала делать первые шаги в области музыки. Я с удовольствием этим занималась. Сначала меня учила мама, а потом я стала ходить в музыкальную школу. Всё складывалось хорошо - я занималась и музыкой и живописью. Но всё разрушила война!

1941 год. Война. Мой папа рвётся на фронт. Он член Союза художников Украины, у него бронь, которая даёт возможность остаться в тылу. Но он решил идти добровольцем сражаться за Родину. Мы все его уговариваем не делать этого, но папа очень твёрдо это решил. И уехал воевать.

Папа был на передовой. Оттуда он писал родителям письма, в которые для меня вкладывал отдельный листочек с письмом ко мне. Я так радовалась этим листочкам! В ответ на его письмо я посылала ему ещё и свои рисунки. Он с одобрением к ним относился. А я снова и снова ждала от него весточки.

Но однажды письмо пришло не от папы, а от его однополчанина. В письме было написано, что папа тяжело ранен и его увезли в госпиталь. Для меня это был удар! Долгое время никаких сведений о папе, несмотря на наши запросы, мы не получали. Я очень переживала, но всё время говорила себе: «Папа вернётся, он жив!» Я верила в это! И действительно, он приехал!

Папа вернулся! Какое это счастье! Я могу его обнять и сказать «Папа»! Это для меня так важно! А он мне говорит: «Ты так выросла!» Да, я выросла и не только продолжаю рисовать, но и серьёзно занимаюсь музыкой, играю на рояле. Это так папу порадовало, что он мне сказал: «Хочу написать твой портрет. Ты - за роялем!» Конечно, я согласилась!

Позировала я ему с удовольствием, и портрет получился очень удачный, можно сказать - красивый. Папа дал ему название «Девочка за роялем». Все, кто видели этот портрет, очень его хвалили. А для меня это было такое событие! Портрет этот мы повесили на стене нашей мастерской.

Папа привёз с собой фронтовые зарисовки, очень интересные. Сказал, будет писать картину о битве на Курской дуге и начал работать над этой картиной. А вскоре его пригласили в Харьковский художественный институт. И он стал там преподавать рисунок.

В этом институте он познакомился с Михаилом Андреевичем, который тоже там преподавал. Михаил Андреевич часто приходил к нам в гости, смотрел, что пишет папа. Смотрел и мои рисунки, хвалил меня, тоже что-то подсказывал.

Художественный институт построил дом, в котором были квартиры для художников и там же мастерские. Папа и Михаил Андреевич получили в этом доме квартиры и мастерскую, одну на двоих. Папа переехал в свою новую квартиру, а я осталась жить у дедушки с бабушкой.

Папа в новую мастерскую перевёз все свои работы, в том числе мой портрет и свою большую картину о Курской дуге. К работе над картиной подключился и Михаил Андреевич. Они стали писать её вдвоём. Правда, больше писал её папа, а Михаил Андреевич занимался заказами, он умел найти эти заказы, договориться. Я часто бывала в мастерской у папы и видела: он, как правило, работал над картиной один.

С папой, не смотря на то, что мы жили уже не вместе, я часто общалась. Меня беспокоило то, что раны, полученные на фронте, давали о себе знать. Было видно, что он чувствует себя неважно. Поэтому я его уговорила летом поехать на дачу Короленко под Полтавой. Там всегда отдыхают художники с семьями, а студенты Художественного института приезжают на этюды. Ещё удалось уговорить его побывать на Сорочинской ярмарке. Эта ярмарка удивительна, совсем как у Гоголя в рассказах «На хуторе близ Диканьки».

Но все мои старания были напрасны. Папа вскоре ушёл из жизни.

Я долго приходила в себя после такого горя. А через некоторое время решила забрать свой портрет и пошла в папину мастерскую. Дверь открыл Михаил Андреевич. Увидев меня, он сказал, что не знает, кто я такая, впервые меня видит. А о портрете понятия не имеет.

Я пыталась достучаться до него, но тщетно. Обращалась в Союз художников - всё безрезультатно! А вскоре я уехала в Москву.

Прошли годы. В Москве один богатый коллекционер устроил выставку своих коллекций. Меня всегда интересовали такие выставки, и я решила посмотреть эти картины. Ничего не подозревая, хожу, смотрю. Картины замечательные! И вдруг… Вдруг вижу свой портрет! Не может быть - это он! Ищу папину подпись. А её там нет… Стоит подпись Михаила Андреевича…

P.S. Ах, если бы вы знали, как мне хотелось, чтобы то, что я написала про моего папу, было правдой! Я так хотела, чтобы он вернулся с фронта! Но он не вернулся… Мой папа погиб на Курской дуге. А в этом рассказе я как бы продлила его жизнь, чтобы он хоть немного, хоть чуть-чуть пожил рядом со мной на этих страницах!

А про мой портрет и про Михаила Андреевича - это правда! Всё так и было, как я написала в рассказе. Только портрет рисовал дядя Шура, брат моей мамы. Он был профессиональный художник, Александр Павлович Любимский - «Заслуженный художник Украины». После его ухода из жизни вот так с ним, с его картинами и моим портретом поступил этот его так называемый «друг». Да, печально! Бог ему судья!