У каждого художника есть своя визитная карточка. У Брюллова это «Последний день Помпеи», у Айвазовского – «Девятый вал», у Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Самая известная картина Саврасова, знакомая всем с детства, - конечно же, «Грачи прилетели».
Вот только в восприятии многих это еще едва ли не единственный его шедевр. В свое время, еще в СССР, большая выставка, устроенная к очередному юбилею художника, стала настоящим откровением. Она развенчала представление Саврасова как об авторе одной картины, который сначала долго шел к своей вершине, а потом покатился вниз, не выдержав личных трагедий и спившись.
Но и сегодня, увы, далеко не все знают другие работы великого учителя Левитана, кроме «Грачей». Даже гениальный «Проселок», о котором писали как о «чуть ли не высшей точке высшей точки в силе поэтической трактовки воздуха у Саврасова».
А ведь это удивительно смелое по письму произведение. Практически чистой воды импрессионизм. Только без ярких красок Моне и Ренуара.
А вот еще один его шедевр – «Могила на Волге».
По сути, это практически «пролог» к гениальному «Над вечным покоем Левитана». К слову, Исаак Ильич в некрологе любимому учителю назвал его, ни много ни мало, создателем русского пейзажа. И это не преувеличение.
Нередко Саврасов опережал свое время. Искусствоведы пишут, что картины с изображением инея вошли в пейзажную живопись в 1900-х годах. А Саврасов написал свой «Зимний пейзаж. Иней» еще в 1870-х.
К этому можно добавить еще несколько десятков картин, без которых русскую живопись не представить. Давайте посмотрим хотя бы на некоторые.
Согласны, что «Грачи прилетели» – лишь одна из многих жемчужин Саврасова?