Логопед — это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для ментального развития ребенка. Логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения в соответствии с возрастом ребенка.
На развивающих занятиях с логопедом мы применяем элементы логомассажа . Логопедический массаж изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Основная цель логопедического массажа - нормализация всех компонентов произносительной стороны речи.
Одним из важнейших этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, независимо от речевого дефекта, является работа над дыханием . Дыхательная гимнастика способствует увеличению объема дыхания, нормализации его ритма, выработке плавного, длительного, экономного выдоха. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы, позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Занятия с логопедом включают также практики по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия . Фонематический слух – это способность выделять различные звуки речи, он является частью физиологического слуха. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Дети учатся различать и воспроизводить неречевые и речевые звуки, звуки животных, музыкальных инструментов. Еще одна важная составляющая логопедического курса - артикуляционная гимнастика . Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Мы применяем распевку гласных звуков с постановкой артикуляции, работаем над фразовой речью, увеличением словарного запаса детей. Комплексный подход и применение всех перечисленных выше методик: логомассажа, дыхательной гимнастики, развитие фонематического слуха и восприятия, артикуляционная гимнастика, способствуют развитию речи, позволяют корректировать нарушения произношения, закладывают будущую основу для познавательной деятельности и развития умственных способностей.
ЦРиАФ "Вместе с мамой" www.s-mamoy.ru