Найти тему

Логика организации психологического сопровождения спортсменов

Авторы

Статья «Логика организации психологического сопровождения спортсменов» в поддержку проекта Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2020 года «99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов» (номинация «Книга года по психологии»).

Введение

Жизнь человека уникальна в событиях и неповторима в его поступках. Но многие виды деятельности для своей эффективности требуют учета определенных закономерностей: обучение, развитие, управление, тренировка, производство и т.д., — что определяет набор и последовательность мероприятий и воздействий, т.е. логику организации этой деятельности. В педагогике, в том числе и в спортивной тренировке как педагогическом процессе, такая логика обязательно присутствует и обычно реализуется в используемой на данном этапе методике подготовки. В теории спортивной тренировки есть подробно рассмотренные методики развития выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей, обучения двигательным действиям (технике упражнений) и тактическим умениям. Разработана конкретная последовательность и критерии перехода к следующему этапу. Но ничего подобного нет для психологической подготовки.

В психотерапии, аналогично другим медицинским процедурам, существуют определенные методики работы (протоколы) с зависимостями, фобиями, психологическими травмами и т.д., но их применение в спорте ограничено локальными проблемными ситуациями. Попытки разработать методику психологической подготовки предпринимались многократно, но до сих пор и учебники, и пособия просто перечисляют задачи, средства и методы работы, ограничиваясь рекомендациями по их использованию, что назвать методикой можно лишь условно. Такая ситуация обусловлена уникальностью психики каждого человека, многофакторностью ее развития и разнообразием возможных подходов, но в итоге эффективность психологической подготовки по-прежнему зависит от опыта и индивидуального мастерства специалиста.

Основная часть

Отсутствие единой методики работы спортивного психолога детерминирует подготовку и переподготовку новых специалистов, а также приводит к различному отношению к психологической подготовке тренеров, спортсменов и их родителей: от полного игнорирования до фанатичного поиска и апробации новых средств и методов. И если полноценной методики в ближайшее время ожидать не приходится, то с появлением психологического сопровождения как формы системного участия психолога в подготовке спортсменов появляется возможность разработки последовательности действий, которые желательно выполнить специалисту.

Программа преддипломной практики предусматривает выполнение следующих основных видов работы спортивного психолога:

  • психологическая характеристика вида спорта и учебно-тренировочного процесса сопровождаемых спортсменов;
  • разработка планов и проведение беседы с тренером и спортсменами;
  • разработка, проведение и анализ информационных сообщений;
  • разработка программы и проведение психодиагностики;
  • обработка результатов диагностики и разработка рекомендаций;
  • составление плана психологической подготовки спортсменов;
  • проведение психологических консультаций;
  • разработка программы и проведение психологического тренинга;
  • подготовка и проведение сеансов психорегуляции;
  • обучение спортсменов методам саморегуляции психического состояния;
  • ведение дневника с анализом проведенной работы.

Каждое задание специализируется в зависимости от контингента спортсменов и текущих задач подготовки, а результаты его выполнения определяют содержание следующего. Поэтому анализ выполненной работы будет объективным только в комплексе, так как практически всегда что-то получается хорошо, а что-то не очень, причем часто по причинам, которые не зависят от квалификации психолога.

Психологическая характеристика вида спорта (разработка психоспортограммы) имеет важное значение для понимания сущности вида спорта, а также для выделения спортивно важных психологических качеств [3]. Даже если психолог ранее занимался сам или уже работал в этом виде спорта, анализ изменений в правилах, новых средств и методов подготовки будет полезен в начале сотрудничества. Изучение особенностей учебно-тренировочного процесса сопровождаемых спортсменов (задач подготовки, результатов прошедшего сезона, целей на ближайшие соревнования, режима дня, типичных нагрузок, форм отдыха) осуществляется в процессе наблюдения, бесед с тренером и спортсменами, анкетирования и т.п.

Беседы с тренером и спортсменами предусматривают не только сбор информации, но и формирование мотивации сотрудничества и определение форм взаимодействия с психологом (например, место, продолжительность и регулярность встреч), поэтому требуют предварительного планирования. В частности, мотивация к сотрудничеству может эффективно формироваться путем постановки ближайших целей работы, актуальных для конкретного спортсмена.

Материал, предложенный спортсменам в беседе, дополняют информационные сообщения как по типичным проблемам вида спорта (по результатам психоспортограммы), так и по актуальным задачам текущего этапа подготовки (как выполнение запроса тренера и спортсменов) [1]. Такие сообщения могут проводиться как краткая лекция, видеопрезентация, тренинг, ролевая игра, т.е. быть интересными и доступными всем участникам. Такие сообщения могут стать одной из регулярных форм психологического сопровождения, выполняя образовательную функцию.

Собранные сведения позволяют разработать программу диагностики тех качеств и состояний, которые актуальны на текущем этапе подготовки. Важно, чтобы изучаемые особенности дополняли, но не дублировали уже известные сведения или прошлые исследования. В умении выделить нужные показатели и подобрать (или разработать) адекватные методы диагностики проявляется компетентность специалиста и формируется его профессиональный имидж.

Результаты диагностики и разработанные на их основе индивидуальные рекомендации становятся предметом обсуждения на первых консультациях, которые также помогают установлению доверительных отношений психолога со спортсменами. Особое внимание следует уделить соблюдению этических принципов, прежде всего, конфиденциальности полученной информации. И даже если получены негативные результаты тестирования, надо найти такие формулировки, которые дают спортсмену надежду на улучшение и стимулируют желание этого достичь.

Результаты диагностики и задачи подготовки становятся основой для плана психологической подготовки, где указаны рекомендуемые упражнения, их частота и продолжительность. Желательно предусмотреть формы контроля изменений — дневник, беседы, тесты и т.п. План подготовки должен включать различные виды самостоятельной работы, чтобы спортсмен сам проявлял активность, а не только был исполнителем заданий психолога [2].

Реализация мероприятий психологической подготовки предполагает активное участие в них психолога, который контролирует правильность и регулярность выполнения заданий. Прежде всего, это целевые тренинги и сеансы психорегуляции, на которых спортсмены приобретают опыт психологического взаимодействия. Успешное выполнение психологических упражнений с помощью психолога позволяет перейти к обучению спортсменов методам саморегуляции психического состояния, овладение которыми служит одной из основных задач психологической подготовки.

Каждое мероприятие в зависимости от условий учебно-тренировочного процесса может проводиться и оцениваться как отдельно, так и в комплексе всех воздействий, но в любом случае требует предварительной подготовки, для чего были разработаны методические рекомендации, документы планирования и отчетности. Одним из таких документов является дневник с психолога с анализом проведенной работы. В помощь специалисту по разным видам спорта уже разработаны рабочие тетради по психологической подготовке, о которых есть публикации коллег.

Выводы

Таким образом, предложенная последовательность действий спортивного психолога, в основе которой лежит логика организации психологического сопровождения, является комплексным и целостным этапом работы специалиста с новым контингентом спортсменов и может эффективно использоваться не только для обучения студентов, но и как программа переподготовки или аттестации специалистов.

Литература

  1. 99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов / Е.В. Мельник, В.Г. Сивицкий, Н.И. Боровская. – М.: Издательский дом «Спорт», 2020. – 192 с.
  2. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник для СПО / под общ. ред. А.В. Родионова. – М.: Юрайт, 2020. – 251 с.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. – М.: Издатель Мартохин П.Ю., 2014. – 236 с.

Сивицкий Владимир Геннадьевич

доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии, Белорусский государственный университет физической культуры
Минск

Мельник Елизавета Вячеславовна

доцент, кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный университет физической культуры
Минск

-2