Найти в Дзене
Сказки Чёрного леса

Да сбудутся желания твои

Брёл себе Кудеяр по лесной тропе, как обычно, пьяный в стельку. Дорога привычная. До старухиного хутора, где можно бутылью разжиться, да обратно. Вот обратно и шёл уже, прикупив зелья хмельного. Месит лаптями грязь на дороге и о своём думает. А думы всё одни. О том, за что завтра следующую бутыль у старухи купить. Денег то в кармане ровно столько, чтоб поголодать. Хотя, давно уже в животе ничего дельного не ночевало и так.

Вдруг, слышит Кудеяр, вроде кричит кто-то. Как знать, может, кто оступился и в канаве лежит. Он ему помощь окажет, а тот монеткой и отблагодарит. Пошёл на крик, да вышел к ручью. Смотрит, а на мелководье, где воды по колено с трудом набирается, человек тонет. Побарахтался чуток, да просто замер и на гальку, что по всему дну, опустился. Кинулся Кудеяр в воды, схватил человека за ноги, да вытащил. Отдышался тот и объяснил, что воды хотел испить, а его жижак подстерёг. Оказалось, его это мелководье. Вот и начал его топить, чуть жизнь не высосал.

Кудеяр хоть и пропойцей последним был, а всё-таки человеческое в себе не всё ещё пропил. Пожалел мужика спасённого, домой привёл обогреться. Чарку налил ему.

Сидит гость, по сторонам головой вертит, на убогость хозяйскую смотрит. В хате то, кроме паутины и шавриков крысиных нет ничего.

- Вроде ты не плохой мужик. Но от чего так худо живёшь? – спрашивает гость.

- Да тут уж как вышло, так и живу. Жизнь так моя сложилась. Не нашёл я места своего, так вот и в убогости такой и остался. Ну, ничего, довольствоваться нужно малым. Крыша над головой есть, бутыль как то раздобыть могу. Вот, если бы ещё чуть харчей. – отвечает Кудеяр.

- Странный ты человек. Люди, обычно, живут так, что бы себе хорошо было, а не приходилось малым довольствоваться. Ты бы паутину смёл, окна помыл, сам бы умылся. Вон, за окном у тебя бурьян выше крыши. Выдергал бы, да и будет тебе огород. Что вырастишь, то и харчи. – указал на прорехи спасённый.

- Да, куда уж там. Не тот я человек. Нет у меня на это сил и желания. Да и всё одно, как не желай, а коль сам руками не сможешь ничего, ничего и не будет. А мои руки негодные с детства. Только стакан держать и умеют.

- Ладно. – говорит гость. – За любое дело, хоть злое, хоть доброе, платить надо. Так что и тебе плата за моё спасение полагается.

Услышал это хозяин, обрадовался. Начал гадать, сколько гость монет ему отсыплет. А гость встал, поклонился и говорит. - Желай от малого к большему. В своё удовольствие живи. Любое желание твоё, вслух сказанное, услышано мной будет. Ты, главное, слова правильно подбирай, не оплошай. – сказал и за дверь вышел. Кудеяр даже разочаровался. Вот так, спасай людей, а они тебе слова глупые скажут и, без всяких спасибо за выпитое, спиной повернутся.

-2

Посмотрел на полупустую бутыль, живот урчащий потёр ладонью и вздохнул.

- Эх, пожрать бы хоть чего ни будь. – и только проговорил, как из-под лавки крыса выбежала и лапу куриную тянет. Кинул в неё мужик поленом, да к Кондратию на отдых и отправил. Лапу куриную поднял, подумав да помыв, в котелок бросил. Всё какой-то навар да и получится.

На следующее утро идёт Кудеяр на старухин хутор и рассуждает о том, как бы убедить каргу в долг дать.

- Может ей дров наколоть? Так ведь не согласится, у неё поленница полна. Воды наносить, тоже ведь не надо ей. Разве что, помочь яблоки стрясти. Так там работы на весь день. Эх, найти бы хоть одну монету. – сказал и подумал о том, что как здорово было, если и взаправду желания бы исполнялись.

Идёт дальше, а навстречу ему пасечник Оскол шагает. Мёд, видать относил старухе, продавал. Ох, и не хотелось Кудеяру с ним встречаться, да тропка узкая.

- Ух ты, кого я вижу. – издалека закричал Оскол. – Кудеяр, ты ли это? А я уж думал ты и помер. Ну, коль жив ты, так долг бы надо отдать, что по весне у меня занимал.

- Да нет у меня ничего. – отвечает Кудеяр.

- Нет, а к старухе топаешь. Знать есть монета на бутыль. А ну, вывертай карманы. – схватил Оскол забулдыгу, что на ногах то с трудом по слабости держался и давая трясти как пугало соломенное. Все карманы прощупал, да ещё и рубаху последнюю порвал ему. Ничего не нашёл, в морду дал, пригрозил напоследок и побрёл.

- Да чтоб ты провалился! – в сердцах заорал Кудеяр. Оскол обернулся в ответ чего-то сказать, да оступился и, с тропы соскользнув, в яму и шагнул. По пояс в воду затухшую засел.

- Вот.- кричит Кудеяр. - Воздалось тебе по заслугам. Будешь знать, как рубахи рвать. – а сам смотрит, на тропе монета серебряная валяется. Пока Оскол его тряс, видать обронил. Схватил монету мужик и бегом на хутор. Бутыль купил и домой.

Сидит, пьёт и радуется, вроде вот как славно день начался. И Оскола наказание настигло, и монета к случаю пришлась. Настроение такого хорошего давно не было.

- Эх, в баньке бы сейчас попариться. – сказал и ещё стаканчик опрокинул. Сидит, хмелем, что по телу разливается теплом, наслаждается. Да только слышит, вроде как кричит кто-то. На улицу вышел, точно, крик.

Побежал, а там соседка орёт из места отхожего. Доски прогнили, да треснули под ней. Она в яму смердящую и провалилась по пояс, выбраться не может. Кинулся Кудеяр помогать ей. Всё-таки баба она не вредная. Иногда даже подкармливала его. Да пока тянул её, сам туда нырнуть умудрился. Но, на силу спас.

Стоят оба в дерьме по уши, а соседка и говорит, мол, спасибо, спас. Сама бы она не выбралась.

- Иди – говорит - к бане. Я сейчас веники принесу и воды ведро возьму. Ополоснёмся и в баню смрад выпаривать. Таким то куда тебе домой идти?

Сидит мужик, париться. Соседка его веником хлопает и благодарить не перестаёт. Да всё и сетует, что давно надо было кого нанять, гадюшник отремонтировать.

А тут не просто баня. Благодарная спасённая ещё и чарку принесла, и сало с лучком. Так хорошо, что слеза вот-вот скатится. И начался день удачно, и заканчивается не плохо. И напился, и наелся, да ещё и помылся, чего давно уже не случалось. Ну словно другим человеком себя почувствовал.

Вышла соседка ещё воды принести, а мужик развалился на лавке и думает, что вот опоздал бы он, замёрзла бы в яме баба, а то и вовсе задохнулась парами и померла. А бабу то жалко. Пусть уже не девица молодая, но пока есть и тут на что посмотреть. Даже фантазия какая-то взыграла и тело отозвалось.

- Эх, пусть жиров на боках лишних много, но я бы её потетерил. – сказал в слух Кудеяр и осушив чарку до конца, поддал пару.

Сидит, млеет. Глядь, соседка вернулась, медовухи принесла. Сидят, потами обливаются, хмельной напиток попивают, да за жизнь разговаривают. Соседка сетует, что трудно хозяйство самой держать. Вон, даже гадюшник отремонтировать некому. Мужик то её всё по заработкам, плотничает. Раз в год домой явится и то, ненадолго. Кудеяр тоже за свою жизнь пожаловался, мол, по-другому рад бы, да не получается. Так слово за слово, кувшин осушили. Да потом как то само собой и получилось. Прямо на банной лавке и нагнул хозяйку с её согласия.

На следующее утро как протрезвел мужик, так думать начал, складывать в голове больной, что это за день такой прошёл. Начал по порядку всё в обратную вспоминать и дойдя до того момента, как крыса из-под лавки лапу куриную выволокла, задумался.

- А ведь каждое из того, что случилось, по моему желанию было. Может правда тот мужик необычный был и каким-то даром наградил? Надо бы проверить. – пробормотал Кудеяр и начал думать, чего бы такого пожелать.

Огляделся по хате, а в голову ничего и не приходит. На окно закопченное посмотрел, через которое и свет солнечный не проникает.

- Вот бы солнышко через окно в хату смогло светить. – да только проговорил, как мальчишки, что в городки играли, битой случайно в окошко ему и кинули. Разлетелось окно вдребезги и как по желанию солнышко горницу осветило. Кудеяр аж заорал от радости, да так, что мальчишки подумали, что бить будет.

- Эх, вот бы мне другую хату. Большую, просторную, чистую. – сказал и сидит в ожиданиях. Да только не происходит ничего. Ничего не меняется.

Полдня прождал, да решил по улице прогуляться до соседки. Может ещё раз свезёт и накормит, напоит, а то и какую другую благодарность выкажет. Все-таки спас он её вчера. Подходит, а у изгороди бабы толпятся. Начал мужик спрашивать, о чём судачат, а ему и говорят, что у купца Стриги дочка в лесу потерялась. Вроде кики утащили, или ещё чего. Нянька с ней по ягоды пошла, а вернулась одна. Волнуется старик, пообещал наградить того, кто поможет хотя бы тело вернуть. Все мужики уже по лесу шастают.

Подумал Кудеяр, да тоже в лес пошёл. Ходил, бродил, а где искать и вовсе не знает. Слышит только, как мужики поодаль кликают девчушку. Прошёлся вдоль овражка, к ручью спустился, в сторону старухиного хутора прогулялся. Да нет и следа.

- Эх, хоть бы знак какой найти. – да только проговорил, оступился и кубарем в канаву. Выругался, на ноги вставать начал, смотрит, а там корзинка под лопухами. А дальше кровь на траве. По следу кровавому пошёл, а там девочка в траве, ветками забросанная с головой пробитой, но дышит. Схватил её мужик и бегом в деревню. Чуть у самого сердце не остановилось.

Как прибежал, так там и старый Стрига выбежал, и нянька. Как на неё накинулись, она и созналась, что никаких кик не встречали. А девочка упала и голову разбила. Нянька же испугалась гнева хозяйского, ветками её припрятала и про кик всё выдумала.

Велел тогда Стрига няньку высечь плетью и голой по деревне прогнать. А Кудеяра к себе подозвал.

- Дочь ты мою единственную нашёл и спас. Проси что хочешь. – говорит. – Хочешь, серебра насыплю полную шапку? Хочешь, на работу тебя возьму? Да на такую, где ты можешь не работать, а только место занимать. А хата у тебя худая совсем. Хочешь, я тебе хату, что от моей матери осталась и пустая стоит, отдам? Да всё, решено. Сегодня же ночуешь в новом доме!

-3

Началась у Кудеяры жизнь другая совсем. Живёт в хате большой, деньги водиться начали, с долгами рассчитался. Так ещё и Стрига его к себе под крыло взял. Больно ему понравилось, как забулдыга на рынках торгует. Как продавать чего, так стоит ему только сказать, – Товар хороший, монету бы набавить! – так покупатель сам кошелёк без споров открывает. А коль покупать чего, и скажет мужик торговцу, - Дороговато. Скинул бы пару монет. – так тот с улыбкой цену сбавляет. Купец уж подумал, что у мужика дар в торговле такой, что и ему не снился, а тот пропивал его впустую.

К концу следующей зимы Кудеяр уже и слобнем обзавёлся и сам товары на рынки и ярмарки возил. Да и пить меньше стал. Когда занят так, там особо некогда пить. Да и не хочется уже так, как прежде. И всё складывается в его жизни, стоит только пожелать.

Зуб заболит, пожелает, чтоб не болел, а на следующий день на ярмарке ротознавец встретится. Муку перекупил у заезжих, а она что-то плохо продаётся от того, что не один он перекупил. Пожелает, чтоб торговля шла, и уже днём следующим у кого закрома сгорели, а кого ограбили бандиты на дороге. Глядь, а он и единственный с таким товаром остался. И каждый день добрым словом поминает того неловкого незнакомца, что на мелководье жижаку в лапы угодил.

Ещё зима прошла и стал Кудеяр на один приступ с купцами местными. Со Стригой не ругается, разными товарами торгуют, а то и подсобить могут друг другу. А вот другие купцы, даже именитые, опасаются бывшего забулдыгу. Один уж поссорился по мелочам, так как ведьма прошептала. За полгода разорился, и по миру пошёл.

Отстроил себе Кудеяр дом огромный, хозяйство большое развёл. Иногда и соседка к нему заглядывает украдкой потешиться. Мужа бросать не собирается, но пока тот на заработках, чем худо на шёлковых простынях понежиться, да ещё и какой подарок от Кудеяры получить? А он уж не скупится.

Да вот, идёт время, а ему всё чаще намекают, мол, жениться надо бы. Одно дело, когда бабы сами могут запрыгнуть по случаю, но другое, когда своя и всегда рядом. Да и вообще, одно другому не мешает. Да и вправду, задумался над этим Кудеяр. Но, ведь если жениться, надо в жёны такую себе взять, что бы лучше всех.

Время шло и как то на очередной ярмарке с того края большого оврага какой-то барон, а может и барин, да их не разобрать, и приехал. Ходит, носом водит. Рыло недавленое воротит. А рядом с ним дочка. Красивая, пышная. Но капризная, как чёрт верёвочный.

Ходит девка, с отца что-то всё время требует. То это ей нужно, то другое. То тут ей не так, а то там. И сколько ярмарка шла, столько девка у всех как бельмо на глазу и как муха в ухе.

Кудеяр то её сразу приметил, понравилась. А тут ещё и Стрига рядом свою лавку разбил и подначивает, мол, взял бы в жёны такую капризную? Кудеяр возьми и ляпни, мол, если бы этот барин, или барон, кто их там разбирает на той стороне оврага, отдавал бы сейчас дочь на условиях, на каких он бы смог потянуть, взял бы не раздумывая. Да только сказал это, как все и опешили.

Взбеленился тот барин. О землю какую-то очередную безделушку, что дочь вытребовала, разбил.

- Да как же ты мне надоела. – кричит именитый. – Да коль знал бы я, что ты мне все мозги тут прокипятишь, не брал бы с собой. Да скорее бы ты замуж вышла уже!

- Да ты же сам меня замуж не пускаешь! – кричит в ответ ему дочь.

- Не пускаю за тех чужеядов, которые к тебе своё хозяйство из портков выкатывают. Им не ты нужна, а деньги мои. А вот был бы человек достойный, не раздумывая отдал бы.

- И кто же это тебе достойный? – спрашивает дочка.

- А вот кто сможет две сотни серебром просто так мне за тебя отдать, не задумываясь, тот и достойный. – кричит отец.

- Да то всё на словах ты такой! – вторит дочь.

- Ах так? – обозлился тот барин, аж красный стал как закат. – А ну, мужики, слушай. Вот шапку наземь кидаю в подтверждение слов своих. Кто сейчас две сотни серебром выкинет передо мной, за того дочь свою и отдаю. И не важно, косой, кривой или старый. – сказал, руки в боки уткнул и в позу встал. А дочь стоит, на отца смотрит и смеётся. Народ тоже хихикать начал. Неужто и вправду такого дурака сыскать можно, кто такие деньжищи за бабу отдаст?

Да только смотрят, а Кудеяр выходит и ларец несёт. Его Стрига за рукав дёргает, мол ты чего, совсем умом ослаб. А тот ему отвечает, что двести монет серебром он заработать и ещё сможет, а вот такая невеста ещё раз не подвернётся. Да и сам же он ему сказал, что коль условие будет, что сможет потянуть, женится. От своих слов не отказывается.

Высыпал Кудеяр на землю серебро. Смотрит люд, а там больше раза в два обозначенной суммы.

- Двести за дочь твою отдаю, а ещё столько же, чтоб свадьбу пышную сыграть! – говорит мужик. Барин тот, или барон он, поди да разбери, аж опешил. Ну, не ожидал он. Просто дочь попугать хотел. А тут смотрит, мужик то может и не из первых молодцев, но аккуратный, и деньгами не жмотит.

- Забирай, зятёк! – говорит барин тот, и не глядя на дочкины возражения руки будущих супругов соединил. Только вот пожалел, что в двести монет выкуп назначил, а не больше.

-4

Ну а дальше, всё как в сказке. Жить начали. Поначалу то, жена молодая к мужу как из-под палки шла. Ночами ревела. Да только быстро свыклась. Поняла, что и за ним она в сытости и тепле, и что не обижает, а то и вольности дозволяет. Чуть времени прошло, сама не заметила, как влюбилась. И тут Кудеяр даже и желания своего вслух не говорил. Ему та любовь и не требовалась. Любую мог заполучить, коль захотел бы.

Ну а время прошло, дочь родилась, да и сам Кудеяр жену полюбил. К тому времени стал он зажиточным. По богатству своему даже старого Стригу перещеголял. А сам старик уже и не против был свою дочь за Кудеяру отдать. Мол, пусть второй женой будет. Две жены ведь лучше. К тому времени девчушка подросла уже знатно. Она то, нашему забулдыге второго ребёнка и родила. Мальчика.

Много кто завидовал чёрной завистью Кудеяру. Где это видано, чтоб от обычного забулдыги до именитого купца подняться. Да ещё и две жены при себе иметь, когда некоторым на троих одну делить приходится. Ходил люд, скалился. В глаза улыбались, а за глаза проклинали на чём свет стоит. И знал о людской зависти сам Кудеяр, да решил людей умаслить. Пир закатил. Ну а на пир сбежались все. Дураков нет от халявы такой отказываться.

Сидят за столами. Пьют, едят, да не забывают за здоровье столь семьи уважаемой кубками позвякивать. Да только соседка, та, которую Кудеяр из ямы смердящей однажды вытащил, да что частенько к нему в койку прыгала, пока не женат был, возьми да и брякни не со зла. Мол, знала она Кудеяра когда он простым пропойцей был, а теперь знает его как всеми уважаемого купца. Всего он в жизни добился и всем примером должен быть. Не зря небо коптил, не в пустую жизнь прожил. Дальше даже и желать нечего ему. Всего у него в достатке, всего вдоволь.

И слова эти прям мёдом на сердце самому хозяину.

- Так и есть. – говорит он. – Всего у меня достаточно, даже и желать особо нечего больше в жизни. Разве что, хотелось бы смерти мирной в собственной постели… - да на этих словах сам и побледнел. Хотелось то ему сказать, что в старости, да с хмеля как то слова сами собой так встали. А с испугу язык перестал ворочаться и дополнить ничего к желанию такому не может. Потом-то да, другое желание высказал, мол, сейчас умирать не хочется. Пожить ещё желает. Да только и то желание шибко скомканным получилось.

Как пожелал, так и вышло. Пожил он ещё одну луну. А как то поутру жёны заплаканные на крыльцо выбежали и народ созывать. Умер Кудеяр в своей постели. Мирно, спокойно. Как младенец заснул, да не проснулся больше.

-5

Для тех, кто на канале впервые:

Путеводитель по Чёрному лесу . Тут вы найдёте весь список сказок.

Подключайтесь к чату . В нём я сообщаю о новых публикациях, так что точно не пропустите.

Большое всем спасибо за потраченное время.