Найти тему
Литература о жизни

Раневская, Гаев и образ дворянина в русской литературе

#пьесы_чехова

Любовь Андреевна и Гаев продолжают линию русских дворян, неспособных к действию, которых мы встречаем в романах Тургенева, Гончарова.

В главной героине комедии "Вишневый сад" нет ничего идеального и правильного - возможно, поэтому, образ получился столь живым и реалистическим.

С самого начала пьесы, с помощью не самого текста, а подтекста, мы понимаем, что Любовь Андреевна слышит в основном лишь собственные переживания. Например, когда Лопахин признается ей, что любит ее "больше, чем родную", а она вместо ответа говорит о другом - о себе, о саде...

Она любит на словах всех: наделяет всех ласковыми словами, целует всех и вся, даже мебель в своем доме.

Но что она делает для того, чтобы сохранить и дом, и своих близких? Ничего. Чем способна пожертвовать для них? Тоже ничем.

Она способна лишь на чувства, эмоции, прекрасные выражения, но не на поступки. Она разорила все имение, но по старой памяти все ее любят, никто и не думает винить за что-то. Все помнят образ милой, очаровательной барышни, какой она была когда-то, и в общем так выглядит и теперь.

Она притягивает людей чем-то особенным, необъяснимым – возможно, своей естественной эмоциональностью.

Но она не добра, не прекрасна, а именно прекраснодушна и добродушна. В глубине ее сердца есть какое-то равнодушие ко всему и всем, в том числе и к себе самой, как будто она не живет, а спит и видит сон. Вспоминается Обломов...

Раневская и ее брат продолжают ту самую тему неспособности прекраснодушного дворянина к действию и реальной жизни, идущей в русской литературе как минимум от Обломова.

Она бесполезно и глупо жертвует собой ради ничтожного, плохого человека - своего любовника, раздает все свои деньги как во сне, и словно знает в глубине души, что найдутся добрые друзья, которые из преданности всегда ей помогут и не оставят одну в беде. Это опять про "обломовку"- про мечту о рае ничегонеделания.

Так оно и происходит: Лопахин, считая себя ее верным другом, покупает ее имение по нереально большой цене, с большой выгодой для Раневской.

Любовь Андреевна даже не поняла, что по большому счету она спасена Лопахиным. И если бы не ее мотовство и безрассудство, то вырученной суммой денег она была бы обеспечена на всю оставшуюся жизнь.

Но по своему психологическому возрасту она - максимум девушка-подросток. Несмотря на многочисленные перипетии своей личной жизни, на страшное горе – утрату ребенка, она не повзрослела. Не случайно, приехав в имение, она обронит:

"И теперь я как маленькая".

И эти ее слова - не просто, как ей самой кажется, уход в воспоминания о прошлом; они, к сожалению, в точности отражают и ее настоящее.

Для нее жизнь – это испытывать различные эмоциональные бури и волны, и катиться куда-то по их воле, а решением практических вопросов, например, устроением благополучия своего и ее уже взрослых дочерей, пусть занимается кто-то другой. В итоге этим никто не занимается. Эти девушки - на самом деле сиротки при живой матери, погрязшей в своих сомнительных увлечениях.

Также, несмотря на столь нежный и женственный, вроде бы, образ, в ней на самом деле нет деликатности. Всем подряд она прямо указывает, кто имеет какие недостатки: кто необразован (Лопахину), кто ужасно постарел и подурнел (Пете Трофимову, Фирсу), кто похож на монашку (ее дочь Варя).

Кстати, никому в пьесе не присущи ни деликатность, ни тактичность, ни умение выслушать другого. Каждый - в своем скафандре, и все словно плавают в невесомости.

Гаев Леонид Андреевич

Инфантильность присуща и брату Раневской Гаеву, который, впрочем, вряд ли дошел в своем психологическом развитии даже до подросткового возраста.

Он остался в свои 51 год абсолютным ребенком, думающим лишь об игре, в данном случае о бильярде, и способным лишь на паясничанье, фразерство и прожектерство. Старик Фирс раздевает его перед сном как маленького, корит за то, что господин опять надел "не те брючки"... Лопахин выражает свое сомнение в том, что Гаев сможет работать в банке. Во всем подчеркивается неспособность Гаева быть взрослым самостоятельным человеком.

Образ Гаева в самой пьесе (если не брать некоторые театральные постановки, это отдельные произведения искусства, не о них речь) мне кажется относительно бледен. По мировоззрению Леонид Андреевич полностью повторяет пассивное, безответственное, словно сонное состояние своей сестры, ни в чем от нее в этом смысле не отличаясь. Но он более смешон, нелеп, и менее лиричен.

Гаев - еще один русский "Гамлет", если брать старую тургеневскую концепцию - беспочвенный и бездеятельный мечтатель. Его пафосные слова - обещания (действие 1)не сдерживаются впоследствии:

Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!

В том, что аукцион как раз осуществится - один из примеров черного юмора в пьесе. В итоге образ Гаева на фоне его пустозвонных слов выглядит тем более нелепо и жалко.

Вывод: мы и любим, и не одобряем; и симпатизируем, и сочувствуем, и укоряем героев одновременно. Именно в этой невозможности вынести хоть сколько-нибудь определенную оценку героям - своеобразие чеховской пьесы.