Ответы на эти вопросы как правило зависят от степени религиозности человека. Верующие скажут: конечно же, в конечном счете, смерть человека – это предопределение Божие, Его воля, без которой и волос не упадет с головы.
Атеистам, разумеется, нет другого выбора, как заявить, что любая смерть происходит из-за людей, по воле (или безволию) людей и, конечно же, они сами несут на нее ответственность.
Казалось бы, все так. Однако же, похоже, что реальная действительность сложнее однозначных выводов и предусматривает сочетание благой Божьей воли, которая всегда направлена к добру, и далеко неблагой, подчас глупой и злой, человеческой воли, которую тоже Бог включает в Свои планы.
И тогда мы видим странную, казалось бы даже, противоестественную гармонию зла в человеческой воле и добра в воле Божьей. А сама злая человеческая воля становится в руках Божьих неким инструментом, с помощью которого Он и осуществляет свои благие планы.
То же самое – и даже еще в большей степени! – происходит по отношению к человеческой смерти. С одной стороны, если Бог определил конец человеческой жизни, то уже ничто не сможет его отменить – человек умрет в любом случае. (И это, кстати, будет для него гораздо большим благом, чем если бы он продолжал жить.)
Но с другой стороны, Бог не будет Сам «убивать» человека (за исключением некоторых случаев – как-то массовой гибели людей во время катастроф, стихийных бедствий и т.п.). Он найдет тех людей, чья злая воля и послужит инструментом для этой смерти.
И именно эти люди будет нести ответственность за смерть перед Богом. Так как они могли ее не допустить, но их воля или прямо была направлена на убийство, или они ему потворствовали и не захотели предупредить.
Чтобы не быть абстрактным и голословным приведу совсем свежий случай.
У моих знакомых умирает один близкий человек. Ему уже мало что помогает из врачебных средств и, похоже, что Бог действительно назначил конец его жизни.
Знакомые - люди верующие и чувствуют, что это действительно так, но, разумеется, они прикладывают все усилия и возможности, чтобы спасти больного или хотя бы продлить ему жизнь.
Раз за разом в критические моменты они вызывают «скорую». И наблюдают одну и ту же картину. У врачей на скорой и реанимационных автомобилях установка – не брать больных в переполненные больницы, делать это только в крайнем случае.
Они, судя по всему, получили такую установку от своего начальства. И его тоже понять можно. Из-за ковида вся система работает с перенапряжением, поэтому зачем самим себе создавать проблемы, когда многие стационары перепрофилированы. "Меньше привезете - меньше напряга".
И вот врачи скорых и реанимобилей, бедняжки, с великой натугой и насилием над своей совестью выполняют эту жесткую, даже жестокую установку.
Последний раз – вообще трагикомедия.
Врач, прибывший вместе с реанианимационным автомобилем, очень долго вообще избегал вопроса о возможности забрать больного с собою. Он старался делать все «на месте» - и действительно многое сделал. Но вопрос от моих знакомых все-таки последовал.
Тогда врач переадресовал его больному:
- Спросите, хочет ли он сам ехать в больницу?
Едва соображающего от всех медицинских манипуляций, больного спрашивают об этом.
Он отрицательно мотает головой – то ли плохо понял вопрос, то ли от испуга, то ли и впрямь осознает бесперспективность больничного лечения.
Врач удовлетворенно выдыхает и комментирует:
- Вот видите. Сразу видно человека старой закалки!..
В конце концов, реанимация так и уезжает, не забрав больного, но предусмотрительно собрав подписи, что все происходит по взаимному согласию. Больной остается дома с перспективой неизбежного умирания.
Давайте проследим ситуацию дальше в случае его смерти. Итак, с одной стороны, он умрет, потому что подошел его срок, потому что пришла пора ему отвечать за отношение к собственному здоровью, а также за свои собственные грехи.
Но с другой стороны – разве не отвечают ли врачи скорых, так и не взявших его в больницу, за его неизбежное умирание? Безусловно!
То есть, Бог им может сказать:
- То, что Я предопределил его к смерти – это Мое дело, вне вашей компетенции и воли. Но вы должны были до конца бороться за его жизнь – и так исполнить свой врачебный долг. Вы этого не сделали, поэтому его смерть я взыщу с вашей совести. Это – ваш грех, и вы за него предо Мною ответите.
Вот такая выходит жутковатая метафизическая «гармония».
Жутковатая, потому что никогда не узнаешь заранее, как Бог может использовать твою же собственную злую волю ради совершения собственных планов. И затем потребовать от тебя ответственности.
Так что будем внимательны к любым «напряжениям» своей совести. Как те врачи – они чувствовали, что идут против нее, но все-таки решили ее «изнасиловать» и выполнить жестокую установку своего начальства. И теперь будут за это отвечать перед Богом.
Да не будет ничего подобного с нами!