Найти тему
Буддизм. Amida Times.

Ответы на вопросы

Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!

За прошлую неделю накопилась пара вопросов, на которые я хочу постараться ответить в этой статье. Они не касаются напрямую учения о Чистой Земле Амиды. Скорее, они затрагивают общие вопросы философии буддизма. Я ни в коем случае не утверждаю, что мои ответы являются истиной в последней инстанции. Это - мой взгляд, ограниченный и несовершенный, но я буду рад, если мои ответы помогут что-то прояснить вам.

Приятного и познавательного чтения!

-------------

Вопрос 1. Как мы можем быть существами, если весь иллюзорный мир суть поток дхарм?

Ответ. Я не вижу в формулировке вопроса противоречия. Мы – живые существа , с этим сложно не согласиться. Весь воспринимаемый нами мир, в том числе и другие живые существа – поток дхарм , поскольку наш мозг воспринимает мир не непосредственно, но через органы чувств. Они ограничены, т. е., например, мы слышим и видим волны только определённой частоты, а не весь спектр, равно как мы не можем прочувствовать каждую молекулу или атом в отдельности, как как наше чувство осязания не предназначено для этого. Поэтому мы не можем воспринимать всё мироздание в целом, для каждого из нас окружающий мир — свой. Он создан разумом каждого конкретного человека, обусловлен свойствами его восприятия, его разумом и, в конце концов, его кармой.

Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.
Изображение взято с сайта www.pinterest.ru.

Подобно семени, которое не может не прорасти в благоприятных условиях, сознание, обусловленное прошлой кармой и стремящееся к жизни (и само по себе и благодаря опять же прошлой карме), формируется в то или иное тело. Насколько я понимаю, так и возникает всё многообразие живых существ. Так что, на мой взгляд, мы совершенно точно являемся живыми существами , а окружающий нас мир представляет собой поток дхарм .

Я думаю, что вкратце я ответил на вопрос, хотя, если я понял его неправильно, пожалуйста, напишите об этом.

Вопрос 2. Как относиться к таким выдающимися медиумам, как Артур Форд? На протяжении 42 лет он и в публичных и в частных сеансах связывался с ушедшими и передавал достоверную информацию от них. С кем он общался? Христиане отвечают — с бесами. А как вы относитесь к этому?

Ответ. Насколько я понимаю, этот вопрос задан в продолжение статьи «Об "упокоении усопших" с точки зрения буддизма Дзёдо-синсю».

Я вижу это так, что, поскольку весь воспринимаемый нами мир является теми или иными проекциями нашего сознания, то и всевозможные видения, равно как и информация, получаемая через них или каким-либо другим путём медиумами, «контактёрами», экстрасенсами, является продутом нашего разума. Наш мозг преподносит нам её в том виде, в котором мы можем её обработать и воспринять. (А уж о силе этого нашего замечательного органа, о его способностях, хитростях и прочем, можно узнать, послушав, например, лекции Т. В. Черниговской, рекомендую). Да, мы можем таким образом получать верную информацию, но это не говорит о том, с медиумом «выходил на связь» конкретный давно умерший человек. Это говорит о том, что возможности нашего разума чрезвычайно обширны, далеко не изучены, и, что мы можем получать ту или иную информацию минуя наши органы обычные чувств. Нет, это не «бесы», это — наш разум. Если бы наш разум был просветлён, кто знает, понадобились бы ему тогда эти видения людей, давно истлевших в земле? И, поскольку наш разум не является просветлённым, а обусловлен прошлой кармой, как знать, не обусловлены ли ей же все эти видения?

В конце ответа хочу привести притчу на эту тему, которая называется «Борьба с привидением» из книги «Плоть и кость Дзэн». В ней ясно показано, что все подобные видения порождаются нашим собственным разумом (надеюсь, канал не будет заблокирован за столь длинную цитату):

Молодая женщина тяжело болела и, собравшись умирать, сказала мужу: «Я так тебя люблю, что не хочу тебя покидать никогда. Не уходи от меня к другой женщине. Если ты это сделаешь, я буду возвращаться к тебе приведением и постоянно тебя тревожить».
Вскоре она оставила этот мир. Три месяца соблюдал муж её последнюю волю, но потом встретил другую женщину и полюбил её. Они решили пожениться.
Сразу после помолвки вдовцу стало являться привидение жены. Каждую ночь она упрекала его за то, что он не держит слова. Вдобавок, она оказалась прозорливой: точно перечисляла ему все, что происходило между ним и его новой возлюбленной. Когда бы он ни дарил невесте подарок, она точно описывала его. Привидение даже повторяло все разговоры между ними, и это так раздражало вдовца, что он не мог спать. Кто-то подсказал ему обратиться к мастеру дзэн, жившему неподалёку от деревни. Наконец, отчаявшись, несчастный вдовец отправился к нему за помощью.
— Значит, твоя бывшая жена стала привидением и знает все, что ты делаешь, — заключил мастер. — Что говоришь, что даришь любимой — все знает она. Она должна быть очень знающим привидением. Таким привидением гордиться нужно. Как только она появится ещё раз, заключи с нею уговор. Скажи, что раз она так все знает, что от неё ничего не скрыть, то если она сумеет ответить тебе на один вопрос, — ты обещаешь ей расторгнуть помолвку и остаться одиноким.
— Какой же вопрос я должен ей задать? — спросил тот.
Монах ответил:
— Возьми полную горсть соевых бобов и спроси её, сколько именно бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то ты поймёшь, что она — всего лишь плод твоего воображения, и больше тебя беспокоить не будет.
Едва только ночью явился дух жены, вдовец польстил ей, сказав, что она знает все.
— И в самом деле, — отвечало привидение, — знаю и то, что ты сегодня был у мастера дзэн.
— Ну, если ты столько знаешь, скажи-ка, сколько бобов у меня в руке, — потребовал вдовец. Отвечать на вопрос уже было некому — привидение исчезло.