Найти тему
Senicheff Longsword Club

Шесть мечей Ганса Тальхоффера

Мастер Тальхоффер, учитель фехтования, тренировавший высшую знать Священной Римской Империи, оставил для нас четыре манускрипта, в которых записал и зарисовал разные аспекты искусства боя, а также военные хитрости и технические приспособления, придуманные или увиденные им у мастеров своего времени.

В одном из своих манускриптов, датируемом 1459 годом, он изобразил шесть мечей, снабдив их подписями, указывающими на цели применения. Эти мечи конечно, не предлагали кардинально изменить форму привычного оружия, но внести улучшения и усовершенствования, наиболее подходящие для стоящих перед его учениками задач. 

Эти шесть мечей изображены в манускрипте MS_Thott.290.2º (страницы 107v-108r), личном манускрипте Тальхоффера, который записали и зарисовали с его слов.


Мечи и подписи к ним

мечи 1,2 и3
мечи 1,2 и3

1. zu dem harnasch - против доспехов
2. och gewapnet - скорее имеется ввиду любой поединок с оружием
3. zum langen schilt - для длинного щита (имеется ввиду ростовой дуэльный щит)

-3

4. zuo dem schilt - для щита
5-6. die zwen swert hörnt zu dem kampf gewapnet - два рогатых меча для боя в доспехах

Что же мы видим в этих рисунках, а точнее, куда нужно смотреть, чтобы понять, какие нововведения предлагает мастер Ганс?

Можно наблюдать здесь некоторое развитие идей, которые представлены еще у Фиоре Либери в самом начале века. Первое это накладной рондель, который выступает в роли второй гарды и прикрывает держащую клинок руку. Такие рондели можно видеть еще в нескольких манускриптах, на мечах и на эстоках. Добавить к мечу рондель можно, конечно же, уже вынув его из ножен, следовательно, такое дополнение меч может получить, когда мы выходим на бой либо только с мечом в руке, либо в рамках традиционной "немецкой" дуэли, держа в руках копье, щит и меч. Изображение ронделя на мече можно встретить и через 100 лет после Тальхоффера в De Arte Atchletica Пауля Гектора Майра:

Традиционное начало поединка броском копья, восходящее еще, возможно, ко временам бронзового века, если не более древним
Традиционное начало поединка броском копья, восходящее еще, возможно, ко временам бронзового века, если не более древним

Также, глядя на клинок такого меча можно заметить его резкое сужение к острию и общий узкий профиль с выраженным медиальным ребром - это характеристика большой группы мечей, появившихся уже во второй половине XIV века - усиление и выделение острия, которое могло бы справиться с кольчужной защитой (Э. Окшотт выделяет их в так называемю увторую группу). При этом некоторые мечи получали настолько "узкую специализацию", что практически теряли лезвия. В прочем, большая часть сохранившегося клинкового оружия той эпохи предполагает баланс между сильным острием и наличием лезвий, что говорит о желании большинства заказчиков оружия иметь при себе скорее универсальное, чем узкоспециальное оружие.

В этом контексте также отметим, как сильно различаются клинки меча
harnasch и gewapnet - первый имеет ярко выраженное ребро, в то время как второй показан без него. Это вполне может означать, что для более универсальных ситуаций стоит выбирать меч с плоским рубящим клинком, оставляя граненый меч для боя в латах.

Накладной рондель на клинке
Накладной рондель на клинке

Второе, на что важно обратить внимание, это конструкция эфеса. Здесь мастер Ганс, как и Фиоре до него, пытается превратить меч для боя в доспехах в настоящий полекс. На мечах 1 и 2 мы видим заточенные перекрестье и навершие, при этом в случае меча 1, еще и со смотрящими вверх и в них ответвлениями - вероятно для зацепов и удобства борьбы. Аналоги этому можно наблюдать также у Пауля Гектора Майра, а один необычный клинок, вероятно, следующий этой же логике - в историческом музее города Вильнюса. Клинок откован цельным, что не типично для мечей в принципе, но с другой стороны, представляет собой не столько меч, сколько эсток, совмещенный с тем самым полексом - именно то, что хотелось видеть в руках своих учеников Фиоре и Тальхофферу.

Эсток из Вильнюса. Датируется XVI веком. Возможно не подлинный, но хорошо иллюстрирует основной принцип мечей такого рода
Эсток из Вильнюса. Датируется XVI веком. Возможно не подлинный, но хорошо иллюстрирует основной принцип мечей такого рода

Третий и четвертый мечи представляют собой можно сказать, совершенно традиционный вариант меча, который можно наблюдать во многих музеях и изображениях. Его эфес прост, клинок - сообразен большинству представителей типов XV или XVIII по Окшотту. Как хороший пример такого меча можно рассмотреть одноручный меч из Королевской оружейной палаты в Лидсе.

-7

Но стоит обратить внимание на эфес меча номер четыре и окажется, что он сочетает в себе не только элементы, уже виденные нами в мечах для боя в латах, но и кольцо для указательного пальца - раннюю форму защиты кисти, которая в течение последующего столетия разовьется в полноценный закрытый эфес. Прямое же указание на то, что этот меч стоит применять со щитом может намекать как раз на бездоспешный бой. Примеры колец на эфесах можно встретить например на мече, который попал в Александрийский арсенал вместе с османскими трофеями в первой половине XV века:

Надпись гласит: "По завещанию аль-Малика аль-Ашрафа Барсбия - да будет славна его победа! - в хранилище трофеев оружия в пограничном городе Аль-Искандарья, хорошо сохраняемом в его владении. В месяц аль-Мухарран, года 836 (что соответствует 1432 году н.э.)
Надпись гласит: "По завещанию аль-Малика аль-Ашрафа Барсбия - да будет славна его победа! - в хранилище трофеев оружия в пограничном городе Аль-Искандарья, хорошо сохраняемом в его владении. В месяц аль-Мухарран, года 836 (что соответствует 1432 году н.э.)

Мечи номер пять и шесть представляют собой еще два граненых клинка, снабженных тяжелыми шипастыми эфесами, но особо интересно здесь навершие меча номер пять. Оно, как мы видим из рисунка, насажено на резьбе. Винтовая резьба не была чем-то неизвестным во времена Тальхоффера, но конечно, большинство наверший насаживалось через расклепку хвостовика. Зачем же делать навершие на резьбе? Один из вариантов подсказывает нам традиция фехтовальных трактатов, существовавшая во времена Тальхоффера - традиция Гладиатории. Один из приемов (скажу точнее, двенадцатый прием в разделе копья), описывает не просто откручивающееся навершие, но и ситуацию его применения:

Манускрипт MS U860.F46 1450, страница 05r
Манускрипт MS U860.F46 1450, страница 05r

...взяв копье подмышку, а меч держа той же рукой, открути навершие и метни в противника со всей силой. Вместе с броском - сближайся с ним и нанеси удар копьем или мечом, как тебе будет удобнее. Если же противник поступает так с тобой, щит держи перед собой и копье приготовь для укола навстречу, чтобы остановить его, когда он начнет идти на тебя.

Подводя итог

Мечи, изображенные мастером Тальхоффером - не плод его фантазий и не что-то, явно отличное от тенденций эпохи - подобное описывают другие мастера боя, некоторые образцы или отдельные их элементы встречаются в сохранившихся до наших дней артефектах. Они отвечают задачам, возложенным на них, более того, стараются улучшить конструкцию и расширить их возможности там, где это возможно. Удары эфесом были и остаются важным элементом боя с оружием, и желание мастера предложить своим ученикам улучшенный эфес для особых ситуаций - более чем оправдано и следует трендам эпохи. Точно также и использование накладного ронделя можно считать вполне привычной практикой в пеших поединках и на турнирах, навершие на резьбе - хитрой, но очень логичной уловкой. Заметим также, что посадка навершия на резьбу станет массовой практикой в XVI и XVII веках, как и использование дужек и колец для защиты кисти.

Мораль этой заметки проста - оружие фехтбухов это оружие своего времени, наиболее универсальное и удобное для тех, кто должен им пользоваться и побеждать. А старания мастеров боя по улучшению его - вполне логичны и закономерны, при этом не выходят за рамки технологий и логики своего времени, а только оттачивают их до желаемого совершенства.

Благодарю за внимание, всем меч!