Найти тему
Петр Власов

2МВ: итальянский подводный флот в войне

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

СОСТОЯНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

К моменту вступления во 2-ю мировую войну (10 июня 1940 года) итальянский флот имел в своем составе 115 подводных лодок. Это был самый многочисленный подводный флот среди всех западноевропейских стран (итальянцы уступали только советскому флоту, в котором на июнь 1940 года числилось около 180 лодок).

Из этих 115 итальянских подлодок 84 были исправны и готовы к боевым действиям; 2 субмарины заканчивали сдаточные испытания, а 29 стояли в ремонте. Почти все подлодки Италии находились в Средиземном море, за исключением 8 субмарин, базировавшихся на порты Красного моря.

Итальянские подводники в ходе 2-й мировой войны действовали в Средиземном, Красном морях и в Атлантическом океане. Однако, хотя экипажи итальянских подводных лодок проявили в боевых действиях смелость и способность к самопожертвованию, эффективность итальянских субмарин оказалась невысокой. Причинами были как низкое качество профессиональной подготовки командиров (особенно высшего командного состава, руководившего соединениями), так и многочисленные технические недостатки подлодок итальянской постройки.

-2

На низкой подготовке экипажей и технических качествах лодок сказывался недостаток боевого опыта: в 1-ю мировую войну боевые действия итальянских субмарин ограничивались лишь акваторией Адриатического моря и выполнением второстепенных задач вдоль побережья и островов Далмации. Из-за этого итальянское командование подводных сил не знало никакой другой тактики торпедных атак, кроме пассивного ожидания подхода случайно подвернувшейся цели на дистанцию выстрела. В результате адмиралы пренебрежению относились к столь важным техническим качествам подлодок, как скорость полного подводного хода, маневренность, возможность беспузырной стрельбы, самонаведение торпед на цель, создание малозаметного силуэта, не выдающего лодку в надводном положении. Они не предъявляли строгих требований к кораблестроителям, и в результате итальянские лодки слишком медленно погружались – на погружение уходило две, три и даже три с половиной минуты, тогда как немецкие и английские субмарины скрывались под водой за 30 секунд! А в условиях Средиземного моря, где почти всегда прекрасная погода и, соответственно, повышенная степень угрозы воздушных атак, такая неторопливость часто оборачивалась гибелью подлодки. Уязвимость итальянских субмарин перед авиацией противника еще больше усугублялась отсутствием эффективных приборов управления зенитным огнем и особенно отсутствием радиолокаторов, способных предупредить лодку о приближении самолета. Серьезным недостатком итальянских подлодок была и их плохая маневренность при движении под водой; а на поверхности огромные высокие рубки «итальянок» были хорошо заметны с большого расстояния. Эти громоздкие рубки не только издалека «выдавали» субмарину противнику, но именно они и создавали излишнюю «парусность», замедляя погружение подлодки, ухудшая ее подводную маневренность. Много проблем подводникам в военное время создавала несовершенная вентиляционная система лодок. В мирное время итальянцы обычно совершали походы в надводном положении с открытыми люками, что в какой-то мере обеспечивало сносную вентиляцию. Но в условиях войны люки приходилось задраивать для обеспечения безопасности при внезапном погружении; вот тогда-то итальянцы и столкнулись с проблемой, мешавшей им воевать. В условиях высокой влажности аккумуляторы подлодок выделяли пары хлора, которые незаметно отравляли экипажи, из-за чего люди постепенно теряли активность и способность к разумным действиям. Это стало причиной многих боевых неудач и даже потери ряда субмарин…

Спуск на воду подводной лодки «Маросини»
Спуск на воду подводной лодки «Маросини»

Итальянская промышленность производила недостаточное количество стальных труб и различных профилей для судостроения, поэтому многие детали конструкций субмарин приходилось изготовлять из меди, латуни, даже из бронзы, что заметно утяжеляло лодки и повышало их стоимость. К тому же марки стали, использовавшейся для строительства лодок, были недостаточно качественными. В результате эксплуатационные нагрузки приводили к частым поломкам, и многие лодки подолгу стояли в ремонте. Хотя в ходе войны итальянские конструкторы и судостроители и предприняли ряд мер по преодолению технических недостатков, но это им удалось лишь частично, к тому же только на лодках новой постройки. Соответственно, груз технических проблем, преследовавший субмарины Италии на протяжении всего ее участия в войне, отрицательно влиял на боевую эффективность подводного флота этой страны, хотя тактика действий с приобретением боевого опыта постепенно совершенствовалась. Тем не менее, несмотря на все трудности, итальянские подводники сражались настолько хорошо, насколько им позволяли неважная техника и непродуманные приказы высшего командования. И наиболее яркой главой в их истории стали действия в Атлантике, где вопреки легендам военной пропаганды противника, итальянцы сражались не хуже немцев, англичан или американцев.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ФЛОТИЛИИ ПОДЛОДОК ВО 2-й МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Флотилия Средиземного моря

-4

С объявлением вступления Италии в войну 55 итальянских лодок немедленно отправились на патрулирование в разные районы Средиземного моря, а 2 лодки большой дальности ушли в среднюю Атлантику. И уже за первые 48 часов боевых действий итальянцам удалось потопить британский крейсер и танкер. Но через три дня после начала войны половина находившихся в море лодок вернулась на базы, и с тех пор, вплоть до конца войны, в море никогда не действовало более 25-30 итальянских лодок одновременно.

Наибольшие потери на Средиземном море итальянцы понесли в начальный период войны: в июне 1940 года за 20 дней погибли 10 лодок. Это в основном было связано с серьезными техническими недостатками итальянских субмарин и низким оперативным уровнем руководства. В дальнейшем, с сокращением числа лодок в море, приобретением боевого опыта и посильным совершенствованием кораблей потери уменьшились. В среднем, до конца войны они составляли 10 лодок за каждые 6 месяцев.

-5

С июня 1940 года по сентябрь 1943 года итальянские лодки в Средиземном море совершили 1.553 боевых выхода, осуществили 173 атаки, выпустили 427 торпед и провели 33 артиллерийских боя. Ими были потоплены 12 боевых кораблей (4 легких крейсера, 2 эсминца, 2 подводные лодки, 3 малых корабля, 1 вспомогательное судно) общим водоизмещением 23.960 тонн, а так же уничтожен ряд транспортных судов общей грузовместимостью 69.690 брт. Кроме того, итальянские подводники повредили 1 линкор, 1 авианосец и 3 крейсера. Однако и потери итальянской флотилии Средиземного моря были очень высоки: 68 подлодок. Из них 59 погибли в боях, 2 были захвачены противником, еще 7 погибли от различных аварий или в гавани при воздушных налетах. 29 лодок совершили 158 транспортных походов и перевезли 10.641 тонн грузов для итальянских войск в Северной Африке (при этом 6 лодок погибли). Еще 7 лодок (из них погибли 4) транспортировали «человекоуправляемые торпеды» и боевых пловцов группы «Gamma». Они способствовали потоплению либо повреждению 8 торговых судов (59.309 брт), а также серьезному повреждению 2 британских линкоров.

Флотилия Красного моря

-6

Флотилия Красного моря состояла из двух дивизионов, в которые входили 8 подлодок – 6 больших океанских и 2 средних. В их задачу входила внешняя блокада Суэцкого канала, по которому англичане перебрасывали грузы и войска из своих колоний с побережья Индийского океана в Средиземное море и далее – в Великобританию.

С началом 2-й мировой войны флотилия Красного моря действовала только 9 месяцев – с июня 1940 по февраль 1941 года. Удачными действия этой флотилии назвать нельзя: уже за первые две недели войны итальянцы потеряли половину своих кораблей: 3 субмарины погибли, а 1 сдалась в плен. Причем одна лодка погибла не в бою, а от удара о подводную скалу (одурманенный хлором экипаж «заплыл не туда», а потом из-за тотальных повреждений оставил тонущий корабль). Остальные итальянские субмарины были потеряны в борьбе с британскими противолодочными силами; причем при этом подлодка «Торричелли» («Torricelli») совершила выдающийся подвиг: сражалась в одиночку против 5 британских кораблей (1 орудие против 23!). Избитая субмарина затонула, не спустив боевого флага, но перед этим она ухитрилась уничтожить новейший миноносец противника!

-7

Тем не менее, несмотря на подвиг экипажа «Торричелли», действия лодок флотилии Красного моря в целом можно назвать малоуспешными. Кроме уничтоженного этой лодкой эсминца за все время ведения боевых действий в районе Красного моря и Индийского океана итальянские подводники этой флотилии смогли потопить еще только 2 танкера и 1 противолодочный корабль. Эти потери никак не повлияли на интенсивность военных перевозок англичан через Суэцкий канал, и не сыграли никакой роли в войне на море. Главными причинами низких успехов «Красноморской» флотилии итальянцев стали нехватка горючего, а также уже упоминавшиеся выше дефекты в системе вентиляции лодок, которые вызвали отравление многих экипажей. Вообще непродуманная система вентиляции существенно мешала боевой работе: например, экипаж захваченной британцами «итальянки» не смог оказать противнику достойного сопротивления именно по причине поголовного отравления парами хлора.

С падением итальянских колоний в Восточной Африке (Сомали, Эритреи и Абиссинии), захваченных англичанами, флотилия Красного моря потеряла все свои базы. Поэтому остававшиеся еще в строю подлодки ушли вокруг Африки в Европу. За 60 суток 4 «итальянки» прошли примерно 12.000 миль, попутно снабжаясь топливом с немецких подводных лодок и вспомогательных судов. Успешно проскользнув через контролируемые противником воды, эти субмарины прибыли во французский порт Бордо, переданный захватившими порт немцами итальянцам – для базирования формирующейся флотилии, которой предстояло действовать в Атлантическом океане.

Флотилия Атлантического океана

Районы боевых действий итальянских лодок в Атлантике отмечены желтым цветом
Районы боевых действий итальянских лодок в Атлантике отмечены желтым цветом

На Бордо итальянские лодки базировались с сентября 1940 года; там находилась база, имевшая все необходимое оборудование для снабжения, технического обслуживания и ремонта подводных лодок. Для создания флотилии в порту, находящемся на западном побережье Франции, итальянцам пришлось перебазировать в Бордо из Средиземного моря значительное число своих субмарин. Причем всем этим лодкам приходилось прорываться через Гибралтарский пролив, контролировавшийся британскими самолетам и кораблями. Такая передислокация была связана с немалым риском, однако ни одна итальянская лодка за все время войны не погибла на этом маршруте.

До декабря 1940 в Бордо перебазировались из средиземноморских портов 27 итальянских лодок, а в мае 1941 к ним присоединились 4 лодки из Красного моря. В феврале 1943 года в Бордо прибыла последняя итальянская субмарина; таким образом, общее число «итальянок», базировавшихся за время войны на Бордо, составило 32 единицы. При этом общее число боеспособных субмарин в Бордо постоянно колебалось; наивысшим оно было в июне 1941 года (27 лодок), а наименьшим – в августе 1943 (6 лодок).

-9

За время участия в войне субмарины итальянской Атлантической флотилии совершили 189 боевых походов; они потопили 101 транспорт (568.573 брт) и повредили значительное число судов (общей грузоподъемностью около 200.000 брт). В этих походах в Атлантику погибло 16 из 32 лодок, базировавшихся на Бордо. Таким образом, на каждую погибшую лодку пришлось 6,5 потопленных судов и 35.536 брт, что составляет вполне приличный показатель.

Район боевых действий итальянских лодок в Атлантике постепенно расширялся. Поначалу они действовали в средней Атлантике (северную часть океана немцы «застолбили» за собой, не желая нахождения германских и итальянских субмарин в одном районе, что могло привести к ошибочным атакам «на своих»). Но затем в поисках целей «итальянки» стали распространять зону патрулирования и на северо-восток; со вступлением в войну США он начали совершать рейды к берегам Центральной Америки, одновременно расширяя свою основную зону действий вдоль западного побережья Африки. Двигаясь все дальше в этом направлении, итальянские подлодки начали контролировать южноафриканские воды, а затем вышли и в Индийский океан (правда, в Индийский океан они совершили всего 4 боевых похода, но при этом итальянцам удалось там потопить или повредить ряд судов общей грузоподъемностью 95.000 брт).

Самый успешный период действий итальянских океанских лодок настал после вступления в войну США. Лодки, действовавшие вдоль американского побережья Атлантики, достигли значительных успехов в борьбе с интенсивным судоходством, которое еще не было ни организовано в соответствии с условиями военного времени, ни защищено. Наибольших результатов среди всех итальянских субмарин добилась две атлантические подлодки: «Леонардо да Винчи» («Lеоnаrdо da Vinci») и «Энрико Таццоли» (« Enrico Tazzoli»). «Леонардо да Винчи» менее чем за два года (июнь 1941 - апрель 1943) потопила 17 коммерческих судов (120.243 брт). Подводная лодка «Энрико Таццоли» участвовала в боевых выходах с июня 1940 по февраль 1943; за 10 походов эта лодка потопила 19 транспортов противника общей грузовместимостью 96.533 брт. Обе эти лодки погибли в боевых походах.

-10

В начале 1943 года в Бордо приступили к перестройке 7 итальянских боевых океанских лодок в транспортные. Они предназначались для доставки в Германию стратегического сырья с Дальнего Востока. Шесть из них вышли в дальний поход на Восток в мае и июне 1943 года; 2 лодки при этом пропали без вести (погибли), 3 благополучно добрались до Сингапура, а 1 попала в плен к англичанам. Взамен переоборудованных в транспортники субмарин немцы обещали итальянцам предоставить для боевых действий 9 своих лодок типа VII, которые заранее получили в итальянском флоте наименование тип « S ». Однако к моменту капитуляции Италии эти лодки еще находились в Германии – их пока изучали итальянские экипажи; при известии о перевороте в Италии немцы захватили эти корабли и вновь ввели их в состав германского флота.

ФИНАЛ

На 8 сентября 1943 года (день начала перемирия между Италией и Союзными государствами) в итальянском флоте оставалось 53 подводные лодки (не считая сверхмалых). Из них 34 были либо готовы к выходу из портов, либо уже находились в море. В соответствии с условиями капитуляции совершавшие поход субмарины получили приказ идти в базы Союзников. Далее эти лодки воевали на стороне антигитлеровской коалиции, 3 из них погибли.

Часть лодок, находившихся в ремонте или по разным причинам не способных выйти в море, затопили их же экипажи, а часть захватили немцы. Но большинство захваченных субмарин немцы не стали использовать ввиду невысоких боевых качеств итальянской техники. Некоторые из этих подлодок были уничтожены бомбами в ходе воздушных налетов Союзников на северные итальянские порты, находившиеся в зоне германского господства, другие же сданы на слом или затоплены самими немцами.

За три года активного участия в войне (июнь 1940 - июль 1943) итальянские субмарины во всех районах, где они действовали, потопили 122 вражеских транспорта (2 в Красном, 19 в Средиземном море и 101 в Атлантике); общая уничтоженная грузоподъемность составила 602.876 брт. Еще более 290.000 брт итальянцы вывели из строя временно, повредив ряд транспортов. Некоторые исследователи «плюсуют» потопленный и поврежденный тоннажи, что позволяет получить «более солидную» цифру в 897.000 брт. Кроме транспортных судов итальянские подводники потопили еще и 14 боевых кораблей (2 в Красном море, остальные – в Средиземном). Их общее водоизмещение превысило 25.000 тонн. Кроме того, итальянские субмарины повредили 7 боевых кораблей.

Однако цена за эти достижения оказалась непомерно высокой. Всего с июня 1940 по ноябрь 1944 годов итальянский флот потерял 112 из 145 имевшихся и вступивших в строй в ходе войны подлодок (примерно 77%). Из них 26 лодок было потоплено надводными кораблями, 20 – субмаринами, 15 – самолетами. Еще 2 лодки погибли на минах, а по разным другим причинам были потеряны 4 субмарины. Но больше всего лодок (45!) итальянцы затопили сами, либо их захватил противник. По годам боевые потери распределились следующим образом: в 1940 году - 20 лодок; в 1941 - 18; в 1942 - 22; в 1943 - 28.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:

Подводные асы Италии: Карло Фечиа ди Коссато

Подводные асы Италии: Джанфранко Гаццана Приароджа

Подводные асы Италии: Энцо Гросси - итальянский «барон Мюнхгаузен»

2МВ. Подводные лодки Италии

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.