Найти тему
Технократ

В Петербурге выпустили стального кашалота для изучения Северного полюса

Развитие Арктики имеет огромное геополитическое значение для России. Ещё с 30-х годов прошлого века СССР (а теперь Россия) регулярно отправляли экспедиции ученых на Северный полюс.

Первый поход в Арктику атомного ледокола "Ленин"
Первый поход в Арктику атомного ледокола "Ленин"

Раньше научные базы организовывались и строились Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) прямо на крупных льдинах, которые дрейфуют посреди Северного Ледовитого океана. Каждой такой базе давалось название «Северный полюс» (СП) и порядковый номер.

Первая экспедиция СП-1, 1937-1938 гг
Первая экспедиция СП-1, 1937-1938 гг

Станции круглый год исследовали океан, его течения, динамику льдов, наблюдали за взаимодействием с атмосферой, изучали изменение химического и биологического состава воды, а также вносили большой вклад в навигацию и связь для военно-морского флота.

В среднем на СП было 15 научных работников. Базы представляли собой маленькие палаточные городки, которые начинали работу весной и существовали пару лет, пока льдину не выносило в теплые воды. Часто экспедицию приходилось эвакуировать намного раньше, если возникала опасность разрушения льдины.

Панорама станции СП-36 с борта ледокола, 2008-2009 гг
Панорама станции СП-36 с борта ледокола, 2008-2009 гг

Увы, из-за глобального потепления находить подходящие для базы льдины становилось все труднее, поэтому регулярные экспедиции прервались из соображений безопасности в 2015 году.

Личный состав у центральной фигуры на СП-2015
Личный состав у центральной фигуры на СП-2015

Но ученые не отчаялись, и в 2018 году представили проект Ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП), а в конце 2020 года её уже спустили на воду.

ЛСП «Северный полюс», компьютерная графика
ЛСП «Северный полюс», компьютерная графика

Корпусу специально придали яйцевидную форму и изготовили из редкой стали, чтобы минимизировать воздействие льда на судно. При этом оно может прибывать к месту проведения работ без помощи ледокола и автономно дрейфовать в течение двух лет.

ЛСП «Северный полюс», Адмиралтейские верфи
ЛСП «Северный полюс», Адмиралтейские верфи

На борту оборудовали 15 лабораторий и различной измерительной техники, вроде акустических приборов. Но самое главное — учёные теперь смогут получать данные, находясь в комфортных условиях на судне, а не в палатке на льду.

Глобальная цель

Северный морской путь — кротчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, замерзает каждую зиму. Само собой когда зима длится по полгода — это сильно ограничивает возможности торгового флота и судоходства в целом.

Синим — Северный морской путь (~ 14 тыс. км.)
Красным — альтернативный путь через Суэцкий канал (~ 23 тыс. км)
Синим — Северный морской путь (~ 14 тыс. км.) Красным — альтернативный путь через Суэцкий канал (~ 23 тыс. км)

Поэтому Россия вкладывает огромные средства в развитие этого транспортного пути. Шаг за шагом мы приближаемся к цели, создавая ледокольный флот, новые грузовые корабли и научные станции, вроде ЛСП «Северный полюс» (которая помимо всего прочего создается в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды»).

Несмотря на все это, на Западе нашего кашалотика уже окрестили «самым уродливым российским судном», хотя очевидно, его внешний вид обусловлен функционалом, но мы то знаем, что внешность — не главное :)