Вокруг много женских кругов для беременных и родивших мам. Пространства поддержки для мам в трудных жизненных ситуациях. Но я по пальцам могу пересчитать такие места для бесплодных женщин. Невидимые женщины, идущие непонятным путём, почти не отраженным в мифах и легендах.
Пути инициации
Женщины, которые хотят ребёнка, но по тем или иным причинам не могут забеременеть, словно застряли в пространстве между. Они уже не могут ассоциировать себя с девушками, которые не хотят детей. Но при этом не могут попасть в заветное пространство материнства. Мы словно ходим между своим невинным девичеством, когда дети были чем-то из далекого будущего, и роддомом, где женщины счастливо встречаются со своими детьми. Всегда между. Невозможно вернуться в то место и время, где ты ещё не хотела ребёнка и у тебя не было бесплодия. Но и в материнство тебя «не пускают».
В хантыйской мифологии за рождение детей отвечает богиня Калтащ. Она помещает душу ребёнка во чрево матери. Если представить, что женщина путешествует к Богине за своим ребёнком, то бесплодие в символическом плане — когда героиня отправилась в путь к Калтащ, чтобы забрать ребёнка, но не может дойти до неё. В то же время привычное невынашивание (когда женщина переживает 3 или больше выкидышей подряд), похоже на то, когда женщина теряется в пространстве между мирами уже после встречи с Богиней и не может вернуться в мир живых вместе с ребёнком.
Я не вижу смысла рассуждать о том, почему одни женщины попадают на путь бесплодия, а другие нет. Мы не знаем этих причин, возможно, их слишком много или нет вообще. Никто не виноват в своём бесплодии, но застрявшие на пути инициации в материнство женщины — словно становятся обитательницами мира духов. Невидимыми для человеческих глаз.
О бесплодии не принято говорить. Эта тема покрыта стыдом, т. к. материнство до сих пор считается главным предназначением женщины, а невозможность исполнить эту роль — слабостью и несоответствием стандартам.
Бесплодные женщины тоже держатся за свою мантию-невидимку. Боясь осуждения, мы часто предпочитаем молчать о диагнозе. Одинаково ранят реакции на рассказ о нашей беде и в виде обвинения: «Тебе надо поработать над собой», и в виде отрицания: «Не называй это бесплодием, все пройдёт».
Не прошедшие инициацию женщины, живущие в невидимом пространстве никому не известных архетипов, напоминают мне трикстеров. Поскольку прямой путь к Богине и обратно для женщины закрыт, ей приходится искать новые дороги, связывающие пространство смыслов и материальный мир. Представьте, что главная трасса закрыта и вам нужно идти к месту назначения через лес в сумерках.
Трикстер — это тот, кто связывает верхний и нижний миры в шаманизме. Это может быть дух, принимающий форму белки, волка, горностая или норки. Животного, которое связано с миром мертвых или может лазать вверх-вниз по деревьям. Также трикстер — это архетип, обозначающий первую травму. По Д. Калшеду, Трикстер отделяется от Самости в момент первой детской травмы и впредь бережёт нас от ее повторения. Возможно, травма бесплодных женщин не даёт им пользоваться «главными дорогами» между миром смыслов и нашим миром, заставляя все время искать обходные пути.
Таким образом, бесплодные женщины не только не прошедшие инициацию, но и инициирующие. Находящие новые дороги, вечные странницы мира духов. Невидимые, скрывающиеся, блуждающие в архетипическом лесу. Они, как и богиня Калтащ, застряли между жизнью и смертью. С одной стороны они не могут вернуться в мир живых и принести туда дитя, с другой — могут обнаружить неизвестные тропы.
Бесплодие до сих пор стигматизировано в обществе. В психологической литературе бесплодным женщинам присваиваются обидные термины «инфантильная», «капризная», «чрезмерно контролирующая». Медики рассматривают ее как пациента, даже если физических причин бесплодия нет. Я знаю десятки случаев, когда женщину заставляли делать протокол ЭКО или клали под нож без прямых показаний к этим процедурам. Просто потому, что это следующий этап в лечении бесплодия.
Подруги и друзья наперебой готовы подсказать волшебный способ забеременеть, совершенно пренебрегая тем, насколько интимна тема, в которую они заходят.
Капризная, чрезмерно контролирующая, должна быть подвергнута операциям и физическим пыткам, не имеющая права на частную жизнь и мнение — не напоминает средневековую ведьму? Возможно, бесплодие скрывает в себе не только колоссальную боль, но и невероятную духовную силу, которую общество стремится не замечать. А бесплодные женщины блуждают в темноте потустороннего мира. Потерянные, обессиленные, но при этом свободные, странные и непонятые.
Если говорить о бесплодии во всеуслышание и помогать женщинам находить маячки света и смысла в их блужданиях в поисках дороги к Калтащ и ребенку, мы вместе сформируем миф силы, а не слабости и унижения, который превалирует сейчас.
Анна Духарева
Милые, если для вас важна тема зачатия - рекомендуем лекции Зифы Асташко. На них она рассказывает о том, как наиболее осознанно подойти к этому вопросу.