В 2019 году музыка Ж.Бизе была исключительно популярна, как, впрочем, и всегда. Под эту музыку* (наверное, её-то и можно назвать культовой в ФК) катались и уже известные спортсмены в кульминационные моменты своей спортивной жизни, и начинающие**. Здесь можно найти впечатляющий список хореографов и фигуристов, использовавших эту музыку. Кому-то она приносила удачу и медали, кого-то глубоко разочаровывала. Так, К.Витт и Гордеева-Гриньков победили на Олимпийских играх в 1988 г., Навка-Костомаров - на ОИ-2006, а Е.Плющенко и Столбова-Климов вожделенной золотой медали на ОИ с этой программой не выиграли.
Выбор и желание откатать ледовую программу под эту музыку можно, пожалуй, соотнести с расхожими фразами "посадить дерево...", "увидеть Лондон и ..." или с тем, что каждый театральный актёр мечтает сыграть Гамлета (желательно на лондонской сцене!). И если только в горах "поймёшь, кто такой", так и в фигурном катании нужно хоть раз примерить на себя костюм тореадора или воткнуть в волосы красный цветок (желательно в олимпийский год!).
В 2019 году, после ошеломляющего триумфа с балетной Китри в Пхенчхане, ТШТ выбирает для Алины балетно-танцевальную "Кармен". И в тот же год в образе тореадоров выходят с произвольными программами Миша Коляда и Максим Ковтун. У Алины использована музыка Бизе-Щедрина к балету, у Миши заявлена музыка Бизе-Щедрина и из сюиты №2 Э.Гиро. Гиро был другом Ж.Бизе и уже после его смерти в 1875 г. составил на основе оперы две сюиты, по оркестровке очень близкие опере Бизе.
Их программы были хороши, и до сих пор не забыто то впечатление победительной молодости, горделивого достоинства и скрытой страстности. На прошедшем командном турнире-2021 повзрослевшие Алина и Миша (сидевшие в разных уголках, одетые в форму разного цвета) странным образом напомнили мне тех двоих - юных, гордых, красивых героев своих программ.
"Когда же бубен зазвучит и глухо зазвенят запястья..."
Алинина программа начинается со знаменитой "Хабанеры" (в опере это - выходная ария Кармен "Любовь - мятежная птица", в балете - танец Кармен в сцене "Выход Кармен и Хабанера"). Вступление в программе Алины с самого начала через позы, жесты, взгляды создаёт образ, в котором читаются вызов, свободная игра, присущие танцу "Хабанера" и оперной арии, и горделивое, даже заносчивое, ожидание балетной красавицы Кармен.
Миша в начале программы становится в позу партнера в танце Хабанера.
После двух четверных прыжков (4Т3Т, 4Т) под напряжённую музыку первого интермеццо, когда в балетной сцене появляется несколько настороженный, застёгнутый на все пуговицы Хозе, Миша "оживает" и очень выверено, почти чеканно, ведёт свою партию "Хабанеры".
Миша в Хабанере сдержан, красив чистотой линий и выверенностью движений. Всё, в целом, стилистически выдержано, если не считать какой-то очень русский 'перестук ложками' о колено в хореосвязке, В этой части программы он не столько Хозе, сколько партнёр в танце. В то же время он как бы наэлектризован ощущением чего-то нового и опасного. В таком состоянии ему удаётся прекрасно вписать в музыку 3А в каскаде, 3F и успеть скрутить себя в волчке 4го уровня.
Алина же от первого задорно-уверенного появления в Хабанере всё больше движется к драматичному нарастанию напряжения. В музыкальную "нарезку" включаются динамичные, тембрально усложняющиеся фрагменты адажио и финала. Громче и трагичнее звучат инструменты ударной группы, вскрикивают струнные, а Алина движется всё амплитуднее и выразительнее.
Тело то резко разворачивается, то всё быстрее раскручивается в твизлах. Руки то делают широкие движения, то сковываются за спиной, то мечутся в попытках не то выбора между партнёрами, не то вызова им обоим. Это то смеющаяся, то вызывающе конфликтная, свободолюбивая Кармен, в её движениях - надрыв и вызов, смех и слёзы, резкость и нежность. Технически именно в этой части Алина прыгает сложные прыжки и каскады (3Lz3Lo, 3Lz2T2Lo, 3F) и заканчивает той самой конфликтно-эмоциональной, можно сказать, 'ломанной' дорожкой и драматическим, я бы сказала, 'буйным' вращением. Она всё таки не покорилась.
А Мишин герой в заключительной части ровен, прям станом, уверен в своей неотразимости. Тореро, который привык укрощать и быков, и прекрасный пол. В Мишином танце тореадора есть, на мой взгляд, больше вовлечённости в сам танец и образ, чем в тему "Кармен", вечную тему свободы и выбора в любви.
Мне эти две программы напомнили философскую концепцию мужского и женского начал. Я ни в коей мере не хочу сказать, что это каким-то образом входило в задачи хореографов или фигуристов. Полагаю, они безмерно удивятся, если их вдруг спросят от этом. Но мы с вами - зрители и вольны "впечатляться" и интерпретировать их программы на основе этого впечатления. В этом заключается дополнительный интерес к этому очень трудному виду спорта.
Если очень кратко, программа Алины - воплощение тёмного, мягкого, запутанного, внутреннего, как своего рода противопоставление светлому, твёрдому, ясному, внешнему началу в программе Миши***. Два начала - две программы, два исполнения - взаимодействуют, дополняя друг друга, как жара и холод, как солнце и луна. Миша собран, строг, решителен; Алина - и милосердна, и необузданна, резка, но и предсказуема. В её программе - надрыв и вызов, смех и слёзы, резкость и нежность. Они далеки и близки, и тем самым, создают взаимодействующий, перекликающийся контраст. Это как два склона горы - один на солнце, другой в тени**** - по которым движутся герои их программ.
Как я уже упоминала, в произвольных программах этих фигуристов заявлена музыка из балета Бизе-Щедрина (Алина) и Бизе-Щедрина и Э.Гиро (Миша). Возможно, отстранённость Миши от оперно-балетных страстей и была задачей исполнения. Не зря возникает впечатление, противоположное Алининым хорео и смысловым решениям. Тем интереснее получился результат.
В тот год мне хотелось, чтобы Алина и Миша выступили с совместным номером "Кармен", но этого не случилось.
Здесь можно посмотреть "Кармен на льду" (1990) с К.Витт, Б.Бойтано и Б.Орсером.
* Опера Ж.Бизе "Кармен", две оркестровые сюиты на основе этой оперы композитора Э.Гиро (1875), балет "Кармен-сюита" Р.Щедрина (1967), испанские и кубинские танцы.
** Например, Э.Турсынбаева, Ю.Липницкая.
*** прилагательные здесь не имеют отрицательных коннотаций.
**** Эти значения были изначально вложены в смысл этих понятий.
Все фотографии и ссылки взяты из открытого доступа в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.
Здесь можно увидеть более качественные фотографии Алины, подчёркивающие хореографию.