«Так, если ваш ребёнок ходит в детский сад, и ему необходимо просто выучить буквы алфавита, покупайте азбуку. Если ребёнка нужно научить читать, купите букварь»
(интернет)
«Слово не состоит из букв, оно на буквы распадается»
(фило soff А. Ива)
«Хороша соха у Михея, хороша и у Сысоя»
(А. Куприн «Мелюзга»)
Несколько замечаний по поводу, что сегодня предлагают, чтобы научить ребенка читать. Замечаний дилетантских, «потребительских», поэтому точных. Нет ничего более точного, нежели восприятие заинтересованного в положительном результате дилетанта. Прошу не путать «точность» с «глубиной».
Постулат первый и единственный - мир становится реальным при его описании.
«Вначале было слово» апостола Иоанна, «Тональ» Дона Хуана, «Мир – концепция» Георгия Фенерли и прочее, далекое от первого класса и последней группы детского сада.
Можно сказать, по-другому - мир реален при его «считывании». Поэтому «Букварь» - не только пособие (метод) для научения чтению. Это также и попытка дать устойчивую картину окружающего ребенка мира. «Что вижу, о том пою», но в обратном порядке – о чем читаю, то и вижу.
Или учусь читать. видя то, что меня окружает. Так легче всего.
Чтобы научить ребенка (а не безграмотного крестьянина) чтению существует множество систем. Например, «зрительно-логическая методика подачи материала», как я поняла, состоящая отчасти в том, что слабым детским мозгам (очень доверчивым) предлагается ответить на единственный вопрос «технического порядка» - не что это такое, а как оно произносится. Следовательно, пишется. Ибо сказать – это «написать» звуками.
Хорошо, что пока есть интернет. С его подачи я смогла просмотреть «Буквари» нескольких поколений, начиная с книжки, бывшей в обращении в 1914 году.
С чего начинается Родина? С самого простого: с «ау». И так далее; оса, сом, рак, лапа, липа… Плюс огородно-овощной набор: сливы, яблоки, репа. Плюс предметы гигиены на необходимом социально-политический фоне.
Сколько «Букварей», столько и родин.
Какая родина сегодняшняя? Без сохи, сумы, лаптей, волов, сушеных сухарей, пиленых сосен.
Об этом можно узнать из книжек по чтению М. А. Жуковой. А заодно с их помощью попытаться научить ребенка чтению. А не «просто выучить буквы алфавита».
Кто такая М. А. Жукова не знаю. Оговорюсь, кто такие Жуковы. Их две – «М.А» и «Н.С.» Может быть больше, целый клан.
Даже любопытствовать не буду, кто они такие. Но коммерчески раскручены, конкурентов на полках не имеют. М.А. состряпала несколько «учебных пособий», одно из них я, к сожалению, приобрела.
Если «Букварь» 1956 года имеет 95 страниц, то Жукова М. А. умудрилась ужать до 27! Зато цветные и с крупными, как для слепых буквами. Молодец! Или дети стали в три раза умнее?
Итак, «Азбука и Букварь» логопеда Жуковой.
Начало, как можно заподозрить, – зрительно-логическое. Буква «А » - это Арбуз , «Ю » - непременно, Юла . Традиционно, как в «Букваре» дореволюционном.
Кто из детей не знает, что такое Юла ? Все! Или «Йо г», иллюстрирующий собой коварное «и краткое»? А буква «Р » - это Рыба и Ремень.
Новый вопрос. Почему ремень? Кстати, розги тоже на «Р ». Почему не Роза ? Или «Рено », как признак современности. Йог есть, а «Рена » нет.
И почему в этой книжке нарисовано все, что угодно, кроме людей? Где люди? Где мама, которая мыла раму, дедушка с лопатой, Лиза-«санитар» с бутылочкой йода, учительницы (воспитательница) Мари Ванна? Вместо них – акула, аист, несущий младенца (единственный антропос, но о нем ниже), гусеница, зебра, жираф, кит.
Да, мелькнуло четыре имени (но без образа) – Таня, Юля, Эдик и Мишутка. Мишутка вызывает сомнения. Поскольку картинки нет, «Мишуткой» вполне может оказаться медведь.
Чем заняты Таня, Эдик, Мишутка и Юля?
«Эдик любит эскимо», «У Мишутки шары и щётка». «Юля в юбке крутит юлу».
Здесь пробуксовка. То есть, туго. У Юли такая юбка, что в ней можно крутить юлу? Сидит с умным видом, и чтобы никто не завидовал, крутит свою юлу, прикрыв ее подолом. Молодец Юля!
Буква «Ф ».
«Ф » - это Флаг , а не фламинго. Или фикус.
Под Флагом повешена гирлянда. Это шедевр, господа родители и товарищи бабушки!
Знай наших! «Флаг Ро-сси-и бе-ло-си-не-кра-сный». А ну-ка, прочти без запинки? Какие красивые слоги – «сный», «сси»!
Букву «П », почему-то, иллюстрирует пенал и попугай.
А где През –и -дент ? Почему Жукова М. А. забыла самое главное?
Слоговые подписи несут не только правильность произношения. Они дополнительно подкармливают общей информацией.
«У акулы острые зубы». Не поспоришь. «Белка с бельчатами живут в дупле». Согласна.
А это? «Волк любит вкусный виноград», «Лиса не любит горький лук», «Гусеница играет на гитаре», «Зебру зонтик защищает от зноя», «Ослик задумчиво глядел на небо», «Черепаха сидит за чашкой чая»… Что это? Необходимый для любви ко всем антропоморфизм? Добрая педагогическая шутка для разрядки? Или умелый логопедический прием?
«Черепаха сидит за чашкой чая». Наверное, черничного. На этой фразе снова можно затупить. Не по-детски, как с Юлей. Типа, чашка чая, а за ней спряталась черепаха. Сидя.
И ослик особый. Задумчивый. Ребенок так и запомнит: осел – самое умное после зебры животное.
Положим, М.А. Жукова обладает тончайшим чувством юмора и мерой дозировки научения (наши пальчики устали, давайте поржем). Но как отличить шутку от ее доли? Где настоящее: в «зонтике, защищающем зебру от зноя» или в «белосинекрасном флаге России»?
Уф!
Теперь аист и сверток.
- Почему аист несет ребенка? - спросила четырехлетняя внучка.
- Ну это… кхм… это… гм… ну, детей аист приносит. Или в капусте находят.
- Нет! Нет, я знаю! Дети берутся из живота.
Что тут возразишь? Объяснить подобного Аиста можно лишь, предположив, что Жукова М.А. (дополнительно и совершенно бесплатно) трепетно заботится о детском целомудрии. Не иначе.
Страница тринадцатая: «Кит плывёт по океану». Страница 22: «По белью плывёт утюг»
Это как? Учим омонимы? Знакомимся с метафорами? Чем занимаемся, добравшись до плывущего утюга?
Последний перл. Самая главная буква алфавита, с которой следовало бы начинать изучение российских букв. Буква «Я »
«Яхта спустила якорь».
Позвольте, господа матросы и товарищи капитаны! Якорь бросают, а не «спускают». Спускают порции семени. В нашем случае - разумного, доброго, вечного. Чтобы лет эдак через… Из найденного в капусте свертка (гусеницы, заигравшись на гитаре, не всю сожрали) вырос успешный йог, у которого в юбке крутится юла. Щекоча за чашкой чая Мишутке шары, и заставляя ослика все задумчивее всматриваться в небо – каков он мир, в котором издают (и втридорога продают) подобные книжки?