После поражения под Сталинградом в Берлине спланировали операцию "Цитадель", для перехвата инициативы. Подготовка шла тщательно, а ее сроки переносились не один раз. Как говорил Гитлер, неудачи не должно было быть. Наше командование знало о планах врага, только вот главный удар, по информации из Лондона, ждали с севера. Где занимал оборону Центральный фронт К.К. Рокоссовского, имея танкоопасное направление по фронту всего в 45 км. При этом он располагал группой войск численностью 460 тыс. чел., 1,6 тыс танков и 6 тыс. орудий. У В. Моделя было 900 танков и 200 тыс человек. Но главный удар наносил не он, а Манштейн на юге, имея 1,5 тыс. танков и 300 тысяч человек.
Поэтому командующий Воронежским фронтом Н.Ф. Ватутин оказывался очень в сложном положении. Имея 164 километра танкоопасного направления, его группировка войск явно уступала северной. Фронт имел 1,8 тыс танков, 4,7 орудий(на севере 6 тыс.), и 400 тыс. человек. Вроде больше чем у немцев, как могут заметить многие. Но есть загвоздка в огромных просторах, где у немцев была возможность разгуляться и нанести сконцентрированный удар, основой которого были превосходящие Т-34-76 танки "Тигры". И именно это Николай Федорович постарался не допустить.
Поэтому еще до начала наступления он расположил войска так, чтобы силы врага расходились в стороны. Ватутин будто бы приглашал немцев, растягивая свои войска на определенных участках, и организуя стыки дивизий в тех местах, где врагу было неудобно продвигаться далее. И это сработало - враг не раз старался соединить силы в кулак. В частности, Гот до 7 июля 1943 старался разгромить перемычку из советских частей в междуречье Ворсклы и Ворсклицы. И как только ему это удалось, был нанесен контрудар, вновь разделивший силы врага. Именно такая стратегия позволила удержать фронт, и не пустить немцев в Обоянь, где по плану они должны были быть утром 6 июля 1943 года.
Немцы стремились не раз соединить свои силы в кулак и прорвать фронт, но Николай Федорович заставлял бить их "пальцами". На севере в свою очередь Рокоссовский, имея большие ресурсы и всего 45 километровый танкоопасный участок, остановил врага, по большой части благодаря артиллерии, накрыв немцев огненным валом, что фронт Ватутина позволить не мог. Да, на юге немцы достигли большего успеха, но это и неудивительно: подходящий рельеф, более мощная группировка немцев, и, наоборот, слабейшая РККА. А главное большая ширина танкоопасного направления. Но Ватутин остановил Манштейна. Проявив качества, за которые коллеги по цеху называли Ватутина шахматистом, и свои гроссмейстерские качества он хорошо продемонстрируют в боях за УССР зимой 1943-44.