После окончания заседаний Никейского Собора, казалось бы в Церкви должен водвориться мир, которого так сильно желали император и созванные им епископы. Но этому не суждено было сбыться. Начались сильные волнения ариан стоившие защитникам православия спокойствия, и даже жизни.
Арий с помощью сестры императора Константина Констанции сумел освободиться из ссылки. Явившись к императору, он предоставил свое исповедание веры, в котором хитро и уклончиво обошел сущность постановленья Собора о единосущии Сына Божия с Отцом. Миролюбивый царь, желая принять Ария в Церковь, послал его исповедание к собравшимся тогда в Иерусалиме епископам на рассмотрение. Не дерзая идти против царского желания епископы приняли Ария в церковное общение. Благоприятные обстоятельства в судьбе ересиначальника возбудили смелые надежды у его приверженцев. Прежде всех ярость восстановленных ереси учителей пришлось испытать Евстафию Антиохийскому. Евсевий обвинял Евстафия в савелианстве, и его низложили с кафедры. Далее Евсевий Никомедийский задался целью низложить самого главного их противника – св. Афанасия Великого. Он был человеком необычайно цельного и героического характера. Всю свою жизнь он положил на борьбу с арианской ересью. Однако, не будучи тонким дипломатом, он не желал признать, что термин, «единосущие» смущал многих своей двусмысленностью и потому нуждался в дополнительных разъяснениях. Сражаясь с арианством за «единосущие», св. Афанасий отстаивал сам смысл, само существо христианства.
Евсевий желая устроить торжество арианству, пришел к мысли, что для этого нужно устроить торжественное введение Ария в церковное общение в Александрии. На его пути стоял непреклонный противник, архипастырь Александрии – Афанасий. Он безбоязненно говорил Евсевию и самому царю, что однажды отвергших веру и анафематствованных невозможно принять снова. Видя непоколебимость Афанасия, Евсевий донес царю, что он не принимает в церковное общение мелетиан и тем самым нарушает постановление Никейского Собора.
Константин Великий, послушав Евсевия, писал Афанасию:
«Я требую, чтобы ты позволял беспрепятственно вступать в Церковь всем, кто желает вступить в нее, ежели же узнаю, что ты воспрепятствуешь кому ни будь ищущего общения с Церковью тотчас пошлю низложить тебя и вывезти из тех мест».
Св. Афанасий ответным посланием объявил государю, что мелетиане от церковного общения не изгоняются, но что арианам нельзя даровать общение с кафолической Церковью. Царь внял объяснению св. Афанасия. Но тем сильнее стало раздражение Евсевия. Не имея у себя достаточного предлога к низложению св. Афанасия, Евсевий обратился к услугам мелетиан, со своей стороны обещая им свое покровительство перед царем, если они согласятся обвинить Афанасия.
С этих пор история жизни св. Афанасия становится История злостраданий в его борьбе с арианами. Последние не имея правдивых обвинений против святого Афанасия решились их вымышлять. Интриги придворных партий придавали вымыслам вид вероятности, и император, не имевший возможности все расследовать лично, вынужден был верить доносам. В результате чего св. Афанасий четыре раза был низводим с кафедры, и ссылался в отдалённые ссылки.
Александру, епископу Константинопольскому, дан приказ – формально принять Ария в общение с Церковью. Но случилось так, что Арий не удостоился такой чести, он умер. После его смерти уже никто не отстаивал крайностей его формул. Шло отступление арианства.
Спасибо, что прочитали мою статью!