За три года существования канала «1520. Все о ж/д» второй раз пишу о политике. Акция на Тверском вагоностроительном заводе подтолкнула меня к этому. Работники завода вышли на митинг «За Путина». Там уверены, что мнение на предприятии по этому поводу «единодушное».
Почти монополист
Если кто не знает, то Тверской вагоностроительный завод, входящий в «Трансмашхолдинг» – практически монополист по производству новых вагонов для поездов дальнего следования. Новые купейные и плацкартные двухвагонные сцепы, двухэтажные вагоны, электропоезд «Иволга», трамваи «Витязь-М», вагоны для крымских поездов и новые поезда метро – ко всему имеет отношение ТВЗ.
Помимо Тверского завода поезда в России делает компания «Уральские локомотивы». Там производят «Ласточки». Если вы попали в новый красивый плацкарт со шторками или модернизированный купейный вагон «Аммендорф», то реновацию делали не в Твери, а на заводе «Вагонреммаш» в Тамбове.
«Единодушное решение»
На днях в Сети появилась новость о том, что Тверской завод провел митинг «За Путина». В нем сюжет о мероприятии, который распространили местные СМИ (в частности, «Твериград»), говорится, что «на территории крупнейшего предприятия региона под звуки гимна вагоностроителей прошел флешмоб».
Правда, флешмоб – это другое. Здесь было заранее запланированное политическое действо. Фактически – митинг. Очевидно, что делалось все ради красивого видео. Люди в костюмах работников ТВЗ и в масках размахивали флагами и выкрикивали «За Путина, за ТВЗ». Все происходило под песню с шедевральными словами: «Я тверской вагоностроитель, сделан я на ТВЗ».
В ролике рассказывается, что благодаря Путину у завода много заказов, кроме того, президент сам приезжал на завод.
«Поэтому мы приняли единодушное решение, что мы активно поддерживаем политику нынешнего правительства, президента, которую поддерживают не только наши общественные организации, но и все рабочие нашего завода», – сказал на видео мужчина с усами и в каске (титра с должностью не было, так что не знаю, кто он).
Учебник по демотивации
По поводу акции у меня есть несколько наивных вопросов. Очень наивных – какие могут возникнуть просто после просмотра ролика, в отрыве от нынешней действительности.
Первый и самый главный. На вагоне было написано «За Путина. За наших!» Кто такие «наши»? Те, кто за Путина? А все остальные? То есть, те, вы против всех тех, кто не поддерживает Путина? Или в России такая точка зрения уже невозможна.
Усатый дядя говорит, что у них на заводе Путина «поддерживают все». Но я точно знаю, что завод не проводил такого исследования, не нанимал социологов. Откуда они знают, что в их рядах нет тех, кто думает иначе?
Теперь вопрос о чувствах людей. С каким настроением на завод должны идти те, кто не «за Путина», зная, что их мнение не стоит ни гроша? Думаю, это лучший кейс по демотивации персонала. Он может даже в учебники менеджмента войти. Впрочем, для Твери вагоностроительный завод – крупнейший работодатель. И туда идут, в основном, не за мотивацией, а просто потому, что больше некуда.
Кстати, интересно, как устроено мышление у руководителей. Завод получил заказы, не потому что это нормально. Не потому что в стране идет необходимый процесс обновления вагонного парка. Не потому что они выиграли тендер на поставку вагонов в Египет. Не потому, что в РЖД эффективный менеджмент во главе с Олегом Белозеровым. Не потому что мэр Москвы Сергей Собянин своей задачей видит активное развитие метро. А потому что «спасибо Путину».
Историю про то, что они в рабочее время занимаются подобными митингами, я вообще выношу за скобки.
Логичный шаг после шкафа у окна
Очень интересно, как в Сети отреагировали на акцию. Большинство видео о ней задизлайкали, у меня в соцсетях народ писал что-то из серии «как хорошо, что я не езжу вагонами ТВЗ». На тему подобных акций в поддержку Путина есть очень забавная карикатура художника Сергея Елкина.
Еще одна шутка – «Написать на крыше вагона “За Путина” – вполне логичный шаг, после того, как на ТВЗ в плацкарте поставили шкаф к окну». Имеется в виду опытный образец плацкартного вагона габарита Т, который был представлен осенью в Москве. Там действительно в ряде плацкартных отсеков посреди купе у окна стоит шкаф-колонна.
Первый шаг нового директора
Моя версия событий – довольно простая. Недавно по стране прошли масштабные несогласованные акции против политики Путина. А дальше есть два варианта. Либо сверху спустили директиву «поддержать». Либо новый директор завода Артем Апетнакович Овелян решил, что начинать трудовую карьеру в высоком кресле надо ярко. Овелян возглавил завод 21 января 2021 года. Очевидно, что подобное мероприятие не могло пройти без его одобрения, а, может, оно состоялось и вовсе по его инициативе.
Помните историю, как в 2011 году начальник цеха «Уралвагонзавода» Игорь Холманских сказал Путину на «прямой линии», что если надо будет помочь полиции с митингами, «то мы с мужиками готовы сами выйти»? После этого Холманских сделал хорошую карьеру. Был аж полпредом президента и председателем совета директоров «Уралвагонзавода». Где он сейчас, правда, непонятно, но тогда забрался высоко.
Но интересно не это, а то, что в Нижнем Тагиле, где находится тот самый УВЗ, в дни несогласованных массовых протестов, прошла одна из самых крупных по региональным меркам акций протеста в России. 23 января на морозе около -30 градусов на улицы вышли более 500 человек.
Было бы интересно посмотреть, сколько несогласных выйдут на улицы Твери. Другое дело, что на несогласованные акции сейчас ходить себе дороже. А согласовывать протесты власти не спешат «из-за пандемии». Участников «флэшмоба» с ТВЗ вирус, очевидно, не берет.