Найти тему

ЖеЛеЗнО-дорожные байки :))) Шаровая молния в кабине машиниста!

Случай конечно немного экзотический, но он действительно имел место быть. Возможно, что я и сам не поверил бы, если бы мне просто рассказали это, но я своими глазами видел кабину пострадавшую от разрыва шаровой молнии и лично знаком с машинистом, с кем произошёл этот случай!

Для авиации погода конечно имеет большое значение, а поезда ... , на то они и поезда, чтобы ходить в любую погоду. Самолеты обычно обходят стороной грозовые фронты, для поездов же движение в грозу - это нормальное явление и попадание молнии в свое излюбленное место - токоприемник локомотива или электропоезда, не представляет никакой опасности ни для пассажиров, ни для электрооборудования подвижного состава. Но факт остается фактом, и в тот день последствия грозы могли оказаться самыми непредсказуемыми ...

Обычный вечер выходного дня, моросил дождь, собиралась гроза ... Слегка опаздывающий пригородный электропоезд собирал дачников с загородных участков ... В девяностые годы прошлого века, у многих людей еще не было собственного транспорта, а загородные участки входили в моду и начинали обильно застраиваться, и возможность добраться к ним у большинства населения была только одна - электричка. Вот и в тот вечер, десяти-вагонный электропоезд был практически под завязку забит народом.

В кабине машинист первого класса почти с двадцатилетним стажем работы и помощник машиниста с правом управления электропоездом. Поездка проходила как обычно, и ничего не предвещало ничего плохого ... Но вот сверкнула молния, на несколько секунд погасли контрольные лампочки на пульте управления (так иногда бывает когда молния попадает в токоприемник), как вдруг из розетки для бытовых нужд, расположенной с левой стороны кабины над откидной электрической плиткой, стал медленно вылазить огненный шарик, или говоря проще, шаровая молния.

Да, могу себе представить, что испытали ребята при виде этого "чуда" :))) Даже в природе встретить шаровую молнию- явление крайне редкое и практически невозможное, а тут кабина - замкнутое пространство ... И что делать? Как потом, в гараже за рюмочкой водки, рассказывал машинист, всё произошло очень быстро и само собой... Потом еще долго обсуждали, как можно было поступить, и пришли к единому мнению, что действия бригады были единственно верными.

Медленными движениями, но очень быстро, покинули кабину, осторожно закрыли дверь и уже из служебного коридора дернули стоп-кран. Грохот был такой, казалось, что кабину разнесло в щепки - рассказывал машинист, но когда электропоезд остановился, всё успокоилось и дверь в кабину открыли - кабина оказалась сильно закопчённой, а в середине пульта управления зияла дыра, будто от прожога электросваркой ...

Электропоезд оказался управляем и через непродолжительное время продолжил свой путь, благополучно доставив пассажиров и самостоятельно добравшись до депо.

Местные "Кулибины" долго потом гадали, что же это было и как могло это произойти ... , но в конечном итоге - это навсегда осталось загадкой. Кабину быстро отремонтировали, и электропоезд благополучно продолжил работать дальше ... Отработал свой ресурс, в сентябре 2017 был списан, отслужив людям верой и правдой 28 лет.

P.S. Не хотел писать об этом, но даже руководство признало, что машиниста в этот день спасло именно грубейшее нарушение инструкции по управлению электропоездом.

Электропоезда того поколения были оборудованы "Кнопкой безопасности", или как её называют в Нью-Йоркском или Лондонском метро - переключатель мертвеца :)))

Переключатель мертвеца (англ. Dead man's switch, имеет ряд альтернативных названий: устройство безопасности водителя, контроль присутствия оператора, контроль бдительности, система оповещения) — система (устройство), предназначенная для активации, если человек-оператор становится недееспособным, например, в случае внезапной смерти, потери сознания или насильственного удаления от выполняемых функций.

Эта кнопка находится на рукоятке контроллера машиниста и должна быть постоянно нажатой, что заставляет машиниста постоянно держать левую руку на рукоятке контроллера управления электропоездом. Если руку убрать - сразу начинается разрядка тормозной магистрали, что вызывает срабатывание тормозов.

В той поездке эта кнопка была зашунтирована перемычкой, и руки у машиниста были свободны ... И ещё неизвестно, если бы всё было по инструкции - сумел ли бы машинист благополучно эвакуироваться из кабины в нужный момент ...

Я хоть и озаглавливаю эти истории как "байки", но все эти истории происходили в реальности, и происходили они либо лично со мной, либо с моими друзьями, либо я был косвенным их участником ...

Спасибо вам за проявленный интерес к моей писанине, и если интересно почитать еще, просто нажмите внизу на тег: ЖеЛеЗнО-дорожные байки :))) ! А если и сами что ни будь напишите под этим тегом, буду Вам благодарен вдвойне! Думаю что у любого машиниста, обязательно найдется интересная история о которой можно рассказать ...