Пьера Огюста Ренуара часто называют «художником счастья», работы которого буквально светятся от радости жизни и при этом изображают эту жизнь такой близкой, такой узнаваемой для зрителя. Чаще всего счастье приобретало на его картинах женскую форму. И если судить по формам этих женщин, с возрастом в жизни Ренуара счастья становилось все больше и больше.
Он был совершенно беззаветно зачарован женской красотой и черпал в ней источник своего вдохновения. Правда, его понимание «красоты» в наши дни вызывало бы бурю негодования. Но как хорошо, что Ренуар жил не в наше время!
Он пытался изобразить женщин на своих картинах как цветы Эдемского сада. «Я возненавидел один из моих холстов, когда он был назван «Мысль», – говорил Ренуар. – Эта молодая девушка никогда в жизни не думала. Она жила как птица, и ничего больше. Мои модели не думают». У позднего Ренуара эти модели стали достигать размеров, не снившихся даже Рубенсу, которому он подражал. За это его критиковали. Но когда тебе за семьдесят и у тебя все есть, можно позволить себе рисовать то, что хочешь, и именно так, как ты любишь.
Картина «Мадлен опирается на локоть с цветами в волосах» была создана Ренуаром в 1918 году за год до смерти. Работа относится к так называемому «Красному периоду», когда художник снова вернулся к импрессионизму, но словно бы с одной только целью: передать то буйство жизни, которое скрывается за живой и манящей женской плотью, то есть, по сути, передать не те картинки, что мы видим в жизни, а то, что скрывается за ними. У его фигур того периода, кажется, почти нет костей, а только палящее южное французское солнце, пробивающееся через кожу и как бы растворяющее женский образ.
На этой картине изображена Мадлен Бруно, простая деревенская девушка, которая стала моделью для Ренуара в последние несколько лет его жизни. На самом деле, Мадлен обладала гораздо более худым телосложением и по ее же собственным признаниям с трудом распознавала свои черты в работах художника. Но Ренуар и не пытался воссоздать реальную Мадлен. Он хотел создать вневременной гимн красоте, которая заключалась для него в чувственных пухлых женских формах.
Картина «Мадлен опирается на локоть с цветами в волосах» находилась в частной коллекции жительницы города Хьюстон (США). 8 сентября 2011 года к ней в дом вломился грабитель в лыжной маске с крупнокалиберным пистолетом наперевес и потребовал немедленно отдать все деньги и драгоценности. Он не знал, что в доме хранился шедевр импрессионизма (и неизвестно, знал ли вообще, кто такой Ренуар), а у хозяйки дома была только одна мысль в голове: защитить своего сына, который мирно спал на втором этаже. И она предложила грабителю нечто более ценное, чем небольшие сбережения и драгоценности. Она предложила ему настоящую картину Ренуара, стоимостью по меньшей мере в 1 миллион долларов. Полагаю, что от этой сделки проиграли все: владелица лишилась бесценного полотна (впрочем, застрахованного), а грабитель получил во всех смыслах бесценную картину, так как непрофессионалу продать краденное произведение искусства в современном мире практически невозможно.
Как бы там ни было, а картина «Мадлен опирается на локоть с цветами в волосах» вошла в список 10 важнейших преступлений в сфере искусства по версии ФБР. Хорошая новость заключается в том, что из более чем четырех тысяч полотен, созданных художником, только 18 числятся украденными согласно базе Интерпола (для сравнения, у Пикассо таких утрат около полутора тысяч), а значит, Ренуару еще есть чем порадовать своего зрителя во многих музеях мира.