Александр КАЗАКЕВИЧ
Два года, как умер Сергей Юрский. Его смерть наступила 8 февраля 2019 года, а накануне, 27 декабря 2018, я ему звонил, чтобы договориться об интервью.
Это был неудачный звонок. Вначале трубку взяла Наталья Тенякова. Она отвечала: Сергей Юрьевич дома, но лучше перезвоните позже. Потом еще раз позже. Он смотрел выпуски вечерних информационных программ.
Наконец-то Наталья Максимовна передала ему трубку. Я давно в профессии, но говорить с такими персонами!!! Это всегда трудный шаг.
Ощущаешь себя пушкинским Евгением перед Медным всадником! Меня с Юрским познакомил Андрей Битов в Анапе на фестивале "Киношок". На пляже они были всегда вместе, много общались. Я же молчал и внимал поблизости.
Однажды Юрский пошел купаться в море, пока он заходил, я, разглядывая со спины статную фигуру актера, пошутил: "Остап Бендер заходит в море через 40 лет!" А Битов мою не очень тонкую шутку пересказал Юрскому, когда тот вышел на берег.
Я мысленно схватился за голову: нельзя же такие вещи пересказывать, можно задеть самолюбие актера! Но Юрский весело посмеялся. Никас Сафронов ему прямо на пляже подарил свою книгу, в которой было много фотографий: Никас с Рейганом, с Софи Лорен, с Горбачевым, с кем-то еще.
Когда художник ушел, Юрский листал издание, смотрел на все это и вздыхал:
«Что он делает? Что он делает? Но не убивать же его за это!»
Юрский после пляжа сказал: "Тут появились мои поклонники. У них ресторан. Они всех приглашают. Пойдемте!"
Он пошёл не из-за застолья, а чтобы своим отказом никого не задеть!
Праздник удался. Когда фестиваль через несколько дней завершился и мы уезжали, уже подали автобусы в аэропорт, Юрский вдруг разволновался:
"Как же так! я ведь должен был зайти сказать "спасибо!" Я же не могу вот так просто уехать!"
И убежал (именно убежал!) благодарить владельцев ресторана за вечер.
Интервью у Сергея Юрьевича я после брал бесчестное количество раз, но никогда даже не делал намека, что мы провели так тесно дней десять! У него была одна забавная черта: во время интервью задаешь какой-нибудь вопрос, а он отвечал: "Я же об этом написал уже в своей предыдущей книге! Вы что ее не читали?"
И можно было провалиться сквозь землю. Хотя, скорее всего, как раз читал. Список авторов обязательных к прочтению, был довольно небольшим. Но было жутко, что ты производишь впечатление человека, который не читал последний книгу Юрского.
Больше всего поражало, что ради интервью он готов выделить специальный день, когда нет спектаклей и репетиций и прийти только ради тебя. Такая культура!
Так вот о звонке от 27 декабря.
Юрский взял трубку. Я не успел ничего сказать. Вообще ни слова. Ни поздороваться ни успел, ни представиться! Тему разговора передала ему жена. Я же молчал и слушал. Сергей Юрьевич был напряжен и раздосадован. Никогда не звоните людям по важным делам, когда они смотрят вечерние новости! Он сказал следующее: "Спасибо, что вы вспомнили об этом фильме! Спасибо, что вы не забываете меня! Но сегодня я вынужден вам отказать!"
Тут я осмелел: "А что случилось?" Юрский: "Понимаете, у меня до Нового года спектакли! Каждый день! Сил нет! Нет никаких сил! А после Нового года вы у меня интервью не возьмете, потому что я уеду к себе на дачу! А еще лучше в санаторий! Лечиться! Понимаете, мне лечиться нужно! Если не уеду — не знаю, что со мной будет!"