«Гли! Да у тебя ещё тот норов!» - воскликнула я, когда кошка с невозмутимой мордой повисла на рукаве молоденькой туристки-кореянки. Та просто протянула руку, чтобы погладить животное. Видимо кошке надоели ласки и она решила показать своё «фи».
Но вместо эффектного указания девушке своего места по отношению к звериной небожительнице, кошка нечаянно зацепилась когтём за вязаный рукав и повисла на нём. Процесс отдирания Гли от рукава выглядел, конечно, комично. Кошка не давалась в руки для помощи, при этом начала нервно вопить. Кореянка тоже перепугалась, от неожиданности подняв руку ещё выше. Так обе и голосили, глядя друг другу в глаза.
Мне-то удалось и пофотографировать Гли немного, и погладить. Та сначала растаяла, разнежилась, а потом, по подленькой кошачьей традиции, резко попыталась укусить, да промазала. Потом для острастки ещё и лапой помахала, как шпагой. Ну, ладно-ладно. Не хочешь – не надо. Не больно-то и хотелось. А тут и кореяночка подошла…
…Оказавшись в Стамбуле в первый раз, я сразу направилась в Айя-Софию. Конечно, мне была очень интересна её история, мистификации, связанные с ней. Но не меньшим было желание познакомиться с местной достопримечательностью - знаменитой на весь мир кошкой Гли - эдакой хранительницей Святой Софии.
Да-да, без преувеличения, простая уличная кошка являлась одним из символом Стамбула и неотъемлемой частью Айи-Софии. А многие туристы специально посещали этот музей, чтобы познакомиться с ней.
Странно звучит, правда? Но эта кошка дворовой породы, обычной внешности, не считая немного косых глаз, сумела завоевать любовь миллионов со всего мира (хотя она сама могла и не догадываться об этом).
Единицы из людей, даже с приставкой «супер», удостаиваются внимания турецкого президента, губернаторов, муфтиев. А Гли – так несколько раз. И не только их. Ещё Обама её гладил. Одно это уже интриговало и не могло не разжигать интерес.
Хотелось посмотреть, чем эта кошка привлекала. И почему у неё инстаграм (я рыдала) в сотни тысяч раз более раскрученный, чем у меня. Ей посвящена страница сайта Айи-Софии. О ней писали газеты в разных странах, путеводитель Lonely Planet, о ней рассказывали на телевидении.
Но Гли заболела. Причём буквально через полтора месяца после того, как музей преобразовали в мечеть. Остаётся только догадки строить по какой причине. Может, просто подошёл срок – ей было уже 16 лет. Возможно, стресс повлиял. Коты бывают очень чувствительны к переменам, особенно в почтенном возрасте. А тут прямо лавина их обрушилась.
Пока Айя-София была музеем, вход был платным и, конечно, количество посетителей было в разы меньше. Гли чувствовала себя полноценной хозяйкой. Чрезмерный наплыв людей ежедневно, непривычный шум и пение муллы могли нарушить её внутренний мир.
К тому же сами посетители стали более бесцеремонны – то вредными вкусняшками накормят, то для потехи в османские одежды нарядят. Зная очень независимый характер этой кошки, которая позволяла себя гладить, но в руки не давалась, могу предположить, что это было насильно. Конечно, будь она помоложе, это бы не сказалось на её здоровье. А так, кто знает…
Одной из причин могло стать поспешное переоборудование музея в мечеть. Конечно, строительные работы там велись всегда, но они были неспешными, привычными. А тут и вечно присутствующие леса убрали, и большую часть Святой Софии закрыли, перегородили. Изменилась привычная обстановка.
Пристально наблюдая за состоянием кошки, на уровне губернаторов и муфтия, специально для неё привезли из Анкары кота, чтобы ей не было так одиноко. Ведь Гли за всю жизнь имела только одного котёнка - черную кошечку по кличке Каракыз. Но её пришлось усыпить, когда она попала под туристический автобус и сломала спину.
Белоснежный красавец-жених по имени Кылыч (Меч), победитель нескольких конкурсов, ангорский кот с разноцветными глазами был воспринят Гли без агрессии. Вскоре она начала играть с ним. Но кто знает, что чувствовала кошка внутри себя? Вполне возможно она ревновала к своей территории. А может, наоборот, этот кот скрасил её последние дни в мечети.
В последний раз я посещала Святую Софию в конце сентября 2020 года. И была удивлена и расстроена тем, что Гли, по привычке своей, не встречала посетителей. Оказывается, в это время она находилась на лечении в частной ветеринарной клинике.
Пролечив там неделю, её вернули в Айю-Софию. Причём выделили отдельное помещение, чтобы толпы посетителей не докучали. Не помогло. Кошка вновь очутилась в клинике 24 сентября, где и прожила до 7 ноября 2020 года в заботе и ласке, хотя уже и не вставала в последние дни – сердце…
Кошка умерла. Просто серая кошка. Но это событие освещалось в прессе многих стран. От Эрдогана до тысяч простых людей высказывали свои соболезнования. Инстаграм наполнили трогательные посты, вплоть до того, что Гли возвели в ранг святых.
Дело, может, и не в кошке. А в том, что люди, такие разные, с разных стран, разных религий нуждаются в чём-то, что их объединяет. В том, через что они могут выразить свою любовь.
Так уж складывается, что практически в каждом моём путешествии, я попадаю в какие-то переделки, опасные или необычные ситуации. О них, а также о жизни в дальних уголках нашей планеты, буду рассказывать в своих статьях. Подписывайтесь на мой канал , комментируйте и ставьте лайки. Люблю Вас! Ваша Птаха.