Россия — страна большая, и верующих людей у нас очень много. В каждом селе по воскресеньям служатся литургии, причем далеко не всегда на службу приезжает священник. В таких случаях местные сами собираются, распределяют обязанности и служат без священника, напрямую общаясь с Богом.
В десять утра все верующие деревни Большой Бор Архангельской области собираются в Ильинской церкви середины 19 века постройки. Церковь деревянная, поэтому сам факт, что она простояла сто пятьдесят с лишним лет – это уже чудо.
Хотя местные не удивляются: в округе полно деревянных церквей, сохранившихся еще с 16-17 веков. Так что по этим меркам Ильинская церковь – практически новодел.
Первое, что должен сделать каждый прихожанин после входа в церковь – обработать руки. Меры гигиены никто не отменял что в городе, что на селе. Правда, вместо антисептика здесь всем хорошо известная настойка боярышника. Спирта в ней не меньше, чем в антисептике, так что бациллы убивает с такой же эффективностью!
Пока служба еще не началась и в церкви не собрались все прихожане, поются "вступительные" молитвы (если не ошибаюсь, называется эта часть службы "Проскомидия", если ошибаюсь – поправьте) — все силами местных.
Роли распределены заранее: каждый человек знает, какое действие в какой момент службы он должен будет совершить.
Почему нет священника?
Пожалуй, это главный вопрос, который я задавал себе, когда приехал в Большой Бор.
Как рассказали местные, все весьма просто. Все села и деревни района в той или иной степени оторваны от цивилизации. Большому Бору очень повезло, что стоит он в нескольких сотнях метров от дороги – пусть и грунтовой, но все-таки регулярно очищаемой и проезжей почти круглый год.
Священник чисто теоретически может приехать из ближайшего города – Онеги – до которого почти 80 км пути. Но понятно, что если каждое воскресенье направлять по священнослужителю в каждую деревню с плечом в 80 и больше километров, то ни священников, ни денег на это не хватит.
Нужен транспорт, нужны люди, а у РПЦ в регионах таких возможностей нет. Мало того, в добрую половину деревень, которые находятся за рекой, проехать можно только зимой, а в теплое время года переправиться можно разве что на лодке.
Вот и получается, что содержать приход и служить литургии приходится местным своими силами. Ничего плохого в этом нет и ни один канон богослужения не нарушается.
Напротив, люди так еще больше приближаются к Церкви. Их никто не заставляет служить каждое воскресенье, все делается исключительно по зову сердца и на добровольных началах.
Поселился в деревне на Русском Севере и рассказываю про местную жизнь без прикрас. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи или посмотреть старые материалы из цикла.