Методы сбора файлов cookies для повышения точности подбора рекламы не раз упрекали в нарушении личного пространства пользователей. Компания Google представила технологию, которая позволит отказаться от cookies и повысить уровень конфиденциальности.
Что не так с cookies
Технология сбора cookies отслеживает историю просмотров пользователя. Сами по себе cookies – это небольшие фрагменты данных, которые загружаются с сайта и хранятся на компьютере или смартфоне пользователя. Когда браузер или другой клиент пытается открыть страницу в сети, он пересылает эти данные серверу через HTTP-запрос.
Cookies используют для аутентификации пользователей, хранения их персональных данных и настроек, сбора статистики и отслеживания сеансов работы с сайтом. Но проблема в том, что cookies достаточно легко перехватить или подменить. Риск растет, если вы используете нешифрованное соединение и открытые Wi-Fi-точки без SSL или TLS. Кроме того, в cookies содержится слишком много личной информации.
Формально браузеры разрешают отключить прием cookies. Но после этого не все сайты будут загружаться корректно.
Чтобы обезопасить пользователей, Apple и Mozilla в последние годы активно занимаются разработкой технологии блокировки cookies, отслеживающие историю просмотров. Google также предпринимает шаги в этом направлении.
Как работает FLoC
FLoC (Federated Learning of Cohorts – федеративное обучение когорт) – новый API, который должен заменить сбор cookies для таргетинга рекламы. Сейчас он реализован в форме расширения браузера Google Chrome.
В основе FLoC – технологии глубокого машинного обучения. Они анализируют большие объемы данных, а затем объединяют пользователей в группы из нескольких тысяч человек. В классификации используют предпочтения отдельных участников группы, но при этом данные получаются обезличенными.
Информация собирается локально и не передается третьей стороне. Результаты обработки применяются для таргетинга рекламы.
В тестах охвата аудитории Google добилась 95% конверсий на каждый доллар, потраченный на рекламу. Таким образом, эффективность FLoC сопоставима, а чаще даже выше, чем при использовании cookies. Исходный код проекта есть на GitHub.
Какие цели преследует Google
Компания Google в конечном итоге намерена полностью отказаться от cookies. Процесс реализуется поэтапно в рамках инициативы «Песочница конфиденциальности».
FLoC – не единственная технология, которая сейчас тестируется. Есть и другие, но о них компания пока не распространяется.
В 2020 году Google стала удалять сторонние cookies в браузере Chrome. С одной стороны, это должно повысить уровень конфиденциальности. Но британское правительственное ведомство начало расследовать новую политику корпорации. По словам регулятора, удаление cookies может снизить доходы на рынке цифровой рекламы и особенно сильно ударит по доходам издателей газет.
В то же время Google стала устанавливать cookies без ведома и разрешения пользователей. Но в общем регламенте по защите данных (GDPR), который действует в странах Евросоюза с 2016 года, сайты обязаны запрашивать согласие пользователя перед установкой cookies. Это дало повод Французской национальной комиссии по делам информационных технологий и правам человека выписать Google штраф на 100 млн евро.
Таким образом, Google, которая одновременно является оператором одной из крупнейших рекламных площадок в сети и создателем самого популярного браузера Chrome, нужно искать новые подходы. Они должны учитывать интересы и пользователей, и рекламодателей. FLoC позволит скрыть отдельного пользователя в группе, но показать релевантную рекламу, поэтому на технологию уже возлагают большие надежды.