1. Структурировать игрушки.
Какой бы дорогой и супер развивающей игрушка не была, если ее необходимые отделяемые части, находятся неизвестно где, она бесполезна. Не соблазняйтесь идеей скинуть все игрушки в один большой ящик. Сложно найти одну нужную игрушку, не вывернув ящик целиком, а потом трудно собирать , как-будто ты поиграл всеми.)
Если ящик большой, то в нем удобно хранить крупные игрушки, мягкие плюшевые, мячи и тд. Игрушкам поменьше и контейнер поменьше. Для каждой группы игрушек свой "дом". Контейнер для машинок свой, а для трансформеров свой, для фигурок из мультфильмов, для резиновых животных, для конструкторов. Аккуратней выглядит, если контейнеры одинаковые. Они удобно размещаются на невысоких полочках или стелажах Икея. Но некоторым нужен дом под стать, так я обнаружила, что мечи, сабли, луки, винтовки, клюшки очень удобно хранить вертикально в корзине для грязного белья. Подобрала корзину под цвет мебели в детской. А вот лего, которое ушло в общую кучу деталей, удобно хранить в широком низком контейнере, который задвигается под кровать. Относительно небольшая глубина помогает найти нужное. А если это нужное не находится, то очень удобно высыпать все на белый полотняный коврик (у нас 1м на 1,5м), а после аккуратно с него ссыпать все обратно. До этого чудесного открытия мы собирали лего хозяйственным совком. Для лего есть еще ковер-мешок, но в собранном состоянии он не держит форму.
2. Игрушки регулярно прорежать.
Итак, у каждой игрушки есть свой дом. Если ребенок просит новую игрушку, можно задать резонный вопрос: Где она будет жить? Так в канун массового прибытия "новых жильцов", например перед Новым годом или днем рождения, мы обсуждаем, что нужно для них приготовить освободить место. Мы перебираем и часть идет в детский сад, чтобы там вместе с друзьями в них играть, часть малышам, родственникам или друзьям, часть бедным людям. Поломанное на переработку, чтобы из них сделали новые игрушки.
Одни дети легче расстаются с игрушками, другие больше к ним привязываются. Но поскольку это вещь ребенка, то его согласие надо получить.
3. Дети не берут новую игру, пока не собрали старую.
Этот принцип очень облегчает жизнь родителям. Чем раньше к нему приучить, тем легче. С раннего детства перед тем, как взять ребенка из манежа, я говорила: Давай уберем кубики сюда, а погремушки сюда. Позже: Хочешь выйти? Собери игрушечки. Конечно, их не было по колено в манеже. Задача должна быть по силам. И так, раз уж про манеж, игрушки в манеже хорошо регулярно менять, так меньше наскучивает. Забавно было, когда они уже без напоминания распихивали туда сюда и ручкой показывали, все, мол, убрал, доставай меня.)
Все равно нами тратится время на сбор игрушек, тогда почему не подключить ребенка, сказав: Давай мы соберем это, а попом возьмем то, что ты хочешь, или потом пойдем гулять, читать, мультик смотреть.
В детстве мои сыновья-двойняшки дружили с девочками-двойняшками. Однажды мы долго ждали пока они выйдут на прогулку, а когда они вышли, то были очень расстроены и их мама сказала, что девочки высыпали все игрушки в доме и никак не могли собрать. На что Андрюша задал резонный вопрос: Так зачем же вы им разрешаете брать новые игрушки, пока они не собрали старые?