С марта 2020 года мы все оказались в иной реальности!
В период с марта по май прошлого учебного года всем ученикам и учителям школ, лицеев, гимназий и прочих образовательных учреждений пришлось обучаться и обучать дистанционно. Слышал и читал в социальных сетях сотни комментариев негодующих родителей о порочности и неэффективности дистанционного обучения. Детям, которым не нравится ходить в школу, наоборот понравилось. Педагоги, большинство, не в великом восторге от уроков в ZOOM, Teams, Skype, Yandex и прочих конференций, так как непривычная форма взаимодействия с учениками требует иной подготовки, иных навыков, опыта, технологий. Кроме того, многократно увеличивается нагрузка по проверке выполненных и направленных дистанционным образом заданий.
И здесь я подхожу к главному вопросу, которому посвящена данная публикация — какой может быть организованный ребёнок?
Почему он главный при вступительном слове о дистанционном обучении?
Потому что основная сложность дистанционного образования состоит в процессе организации собственного труда и самозанятости каждым ребёнком.
Многие родители заметили, что если ребёнок до дистанционного обучения обладал и обладает навыком самоорганизации, то особых сложностей в дистанционном обучении он не испытал и не испытывает. И такие родители не почувствовали особой разницы между обычным учебным процессом и дистанционным. Но другие...
Если ребёнок жил и продолжает жить по указаниям, подсказкам и, извините за сленг, «волшебным пенделям» родителей (единственного родителя), то это беда не только для ребёнка, но и для семьи в целом.
Мама или папа, не обладая временем для помощи ребёнку в «домашнем» обучении, в своей рабочей и хозяйственной рутине испытывает колоссальный ежедневный стресс от того, что не успевает уловить за ребёнка перечень заданий, проконтролировать их выполнение и направить учителю на проверку. Ключевые слова здесь «за ребёнка». Потому что у такого родителя «сквозит» недоверие к своему ребёнку — что он сумеет точно уловить, записать, зафиксировать, сосредоточиться, выполнить, отправить... Поэтому для избежания повторного выполнения или отрицательной отметки лучше помогу, укажу, подскажу, запишу..., и тем самым окажу «медвежью услугу». Делая «за ребёнка», мы отнимаем ответственность за свой результат у ребёнка, мы присваиваем ответственность и переживаем за результат обучения своего ребёнка в два раза острее, так как он становится общим. Отняли ответственность раз, второй, третий, и ребёнок к этому привыкает, потом в этом нуждается, расстраивается, если привычный для таких целей родителей занят своими рабочими или домашними делами и не помогает в том, что обычно осуществлялось в школе, на уроках. Ребёнок, обделённый ответственностью, к сожалению, не способен организовать свой труд, свою занятость в конструктивном русле. И начинает заполнять время тем, что нравится. Например, играми на гаджете, несодержательной перепиской с друзьями и одноклассниками в социальных сетях, или ещё опаснее, просмотром видео в интернете, в которых присутствует насилие, жестокость, эйфория от употребления психоактивных веществ и прочее.
Какой же должен быть организованный ребенок?
Для меня организованный ребёнок — это ребёнок, который:
а) сам вечером устанавливает будильник и утром просыпается без помощи родителей;
б) имеет над своим столом и (либо) в дневнике, и (или) в блокноте-планнере расписание уроков, занятий дополнительного образования (спортивной секции, музыкальной школы, кружка и других), поэтому такой ребёнок точно знает, какие у него сегодня уроки, занятия, куда он отправится, что с собой возьмёт, что будет делать и что для него является важным, актуальным в этот день;
в) на рабочем ученическом столе содержит порядок, который предполагает нахождение каждого нужного предмета на своём месте — ножницы, степлер, ручки, папки, книжки, тетради и прочее;
г) самостоятельно приступает и выполняет домашние задания (у некоторых становится традицией выполнение в черновике, и после проверки родителя ребенок переписывает в ученическую тетрадь начисто, у других — проверка результатов готовых домашних заданий, у третьих — отсутствует проверка домашних заданий совершенно, а только отслеживание текущей и итоговой успеваемости);
д) содержит свои вещи в порядке и на определённом для себя месте, и когда требуется куда-то собраться, не подходит к маме или папе и не спрашивает, где его вещь находится.
Это основные штрихи организованного ребёнка, которые я подсмотрел у своих и у других детей. Вполне возможно читатель дополнит своими предложениями об организованном ребёнке, о чём буду только рад познакомиться в ваших, мой читатель, комментариях и оценках.
Другой читатель может остаться не удовлетворён тем, что не хватает рекомендаций: как из неорганизованного ребёнка воспитать организованного?
Дам только одну рекомендацию: уважайте самостоятельность своего ребёнка!
Этим уважением вы у себя сформируете доверие к своему ребёнку, к его знаниям, умениям, опыту осуществления способов деятельности, к самостоятельному принятию решений, и кульминацией вашего доверия станет принятие ребёнком ответственности за свою самостоятельность, свободу выбора, действий.